Луканина Галина Александровна
«Приключения в сказочном лесу». Конспект открытого фронтального занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №21 «Росинка» комбинированного вида
КОНСПЕКТ
открытого фронтального занятия
на городском семинаре
«Приключения в сказочном лесу»
в старшей группе № 2 (ФФН)
Дата проведения: 10.04.2013г.
Подготовила: учитель-логопед
Луканина Г. А.
г. Лыткарино
2012 – 2013 учебный год
Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.
Публикация «„Приключения в сказочном лесу“, Конспект открытого фронтального занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей различать звуки С-Ш на материале слогов, слов и предложений;
- формировать и расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей мыслительную деятельность;
- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развивать фонематические процессы;
- учить координировать речь с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей организованность и самостоятельность;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Предшествующая работа: фронтальные занятия по теме «Звук и буква С», «Звук и буква Ш».
Индивидуальная работа: с Андреем К., Димой Д., Арсением А. - постановка и автоматизация звука «С», с Колей К., Андреем П. – постановка и автоматизация звука «Ш».
Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель, записи звуков природы, музыка для физкультминутки, демонстрационный материал – игрушка Мишка, игрушка Слоник, игрушки – змейки, игрушка Вреднючка, Замок с гласными буквами, картинки для физкультминутки, кубики со слогами, картинки на звуки «Ш, С», панно, раздаточный материал – полоски для выкладывания звуко-буквенных схем слов, флажки с условными обозначениями звуков «С», «Ш»
Ход занятия.
Организационный момент. Звучит мелодия В. А. Моцарта «Времена года. Гроза. Звуки природы, шум дождя и пение птиц». Дети спокойно стоят около парт.
Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята. Я рада всех вас видеть. Давайте представим, что мы сейчас с вами в лесу. Покажите, какие там большие деревья (дети поднимают руки). вверх).
- Подул теплый ветерок – Ш – Ш- Ш, зашелестели листья (дети быстро шевелят пальчиками).
- Подул холодный ветер – С- С- С, закачались сосны (дети покачиваются и машут руками).
- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (дети расслабляются).
- Снова подул ветер (дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились).
Дети садятся на места.
Учитель-логопед: - Как шумела листва от теплого ветерка?
Дети: - Ш-Ш-Ш.
Учитель-логопед: - Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте теплую струю воздуха.
- А как дул холодный ветер?
Дети: - С-С-С.
Учитель-логопед: - Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте холодную струю воздуха.
- Как вы думаете, какие звуки мы будем с вами сегодня сравнивать?
Дети: - Звуки С, Ш.
Характеристика звуков.
Учитель-логопед: - Дети, давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках.
Звук С – согласный (в ротике есть преграда зубки, язык, твердый, обозначаем синей фишкой, глухой (горлышко не дрожит, голос «выключен»). Когда мы произносим звук С язычок прячется за нижними зубками, губки улыбаются, воздушная струя холодная.
Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой. Когда мы произносим звук Ш язычок в форме ковшика стоит за верхними зубками, губки округлены и воздух теплый.
Учитель-логопед: - Решили звуки С и Ш совершить путешествие. Но они захотели взять с собой друзей-животных. Как вы думаете, каких животных возьмёт с собой звук С? (Дети называют животных, в названии которых есть звук С – собака, слон, носорог, свинья, ослик). А звук Ш? (Дети называют – кошка, мишка) .
- А сейчас мы посмотрим, кого же всё-таки пригласили с собой попутешествовать звуки С и Ш (учитель-логопед достает игрушки - мишку и слоника).
Учитель-логопед: - Ну, вот теперь наши друзья отправляются в путешествие. А вместе с ними и вы. В лесу надо быть осторожными, помогите нашим друзьям пройти по лесу, когда услышите звук Ш, как шипит змейка, поднимите карточку, на которой нарисована змейка, предупредите мишку и Слоника об опасности. А когда услышите звук С, поднимите карточку «Солнышко» и тогда друзья пройдут по тропинке без опаски.
Учитель-логопед закрывает свой артикуляционный аппарат экраном, чтобы дети не видели губ, и произносит звуки, тем временем Мишка и Слоник «идут по тропинке» и по пути им встречается либо Солнышко, либо Змейка, спрятанные под зеленым листочком. После того как дети поднимают карточки на соответствующие звуки, логопед поднимает листок и там оказывается либо Солнышко, либо Змейка. То есть происходит проверка задания.
Выбор согласного из ряда звуков :
П В Ш Ф М С Ш С Ц Ш С Ш С …
Выбор согласного из ряда слогов:
ША МА СА ШО СО ЛО ВУ ШУ СУ…
Физкультминутка «А ну попробуйте!». Дети встают около столов и выполняют движения в соответствии с заданием. Звучит энергичная музыка.
А ну, попробуйте, ребята,
От зверей не отставать
И заданья сложные
Быстро выполнять.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
Сколько маленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
Сколько на лугу цветов,
Столько сделайте хлопков.
Приседайте столько раз,
Сколько шариков у нас.
(После каждого вопроса-двустишия учитель-логопед показывает соответствующую картинку. Дети считают количество нарисованных предметов и выполняют указанное движение заданное количество раз).
Произношение звуков С и Ш в слогах.
Учитель-логопед: - Шли, шли наши путешественники и увидели перед собой Замок, в котором жили какие звуки?
Дети: - Гласные звуки.
Учитель-логопед: - Правильно. Мишка со своим звуком Ш решил познакомиться со звуком А. Какую песенку он споёт?
Дети: - ША (аналогично со звуками О, У, И, Э).
Учитель-логопед: - А Слоник со своим звуком С тоже решил спеть песенки с гласными звуками (дети пропевают слоги).
Учитель-логопед: - Мишка и Слоник нашли кубики со слогами и решили в них поиграть, но они еще не умеют читать слоги. Дети, давайте им поможем! (Учитель-логопед подбрасывает кубик, а дети читают слог на его верхней грани).
Учитель-логопед: - Решили Мишка и Слоник поговорить друг с другом с помощью слогов:
Слоник с радостью: СА- СА- СА. Что ответил ему Мишка?
Дети: - ША – ША – ША.
Учитель-логопед: - Слоник с грустью: СО – СО – СО. Что ответил Мишка?
Дети: - ШО – ШО – ШО.
Учитель-логопед: - Слоник с восхищением: СУ – СУ – СУ. А Мишка?
Дети: - ШУ – ШУ – ШУ!
Учитель-логопед: - Отправились наши друзья дальше. И вдруг на дороге они увидели сундучок. Заглянули в него и удивились: «Ой, да здесь все картинки с нашими звуками!». Решили друзья разобрать каждый свои картинки, да только боятся ошибиться. Поможем им, ребята? (Дети по одному подходят с сундучку, берут картинку, называют её и со словами «Самокат я отдам Слонику (Мишке, потому что в её названии есть звук С (Ш)», кладут возле соответствующей игрушки).
Звуковой анализ слов.
Учитель-логопед: - Пошли друзья дальше и увидели странные коробочки с полосками и кружочками. Не могут они понять, для чего всё это нужно?
Давайте им покажем. Разбор слов ШУТ, СОМ, ДУШ, СОК, НОС, МИШКА (по картинкам).
Физкультминутка «Как у наших у зверят». Дети стоят около своих столов. Звучит энергичная музыка.
Как у наших у зверят (хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ (топание ногами).
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши).
А потом вприсядочку (приседания)
Пляшут звери рядышком (прыжки на месте).
А как пустятся бежать — (бег на месте)
Никому их не догнать.
Учитель-логопед: - Ребята, пока мы с вами веселились, наши друзья Слоник и Мишка пропали, а вместо них появилась Кукла Вреднючка. Логопед берет куклу и говорит вместо нее: - Пока вы веселились я перепутала вам все звуки и слова, вот послушайте:
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Учитель-логопед: - Ребята, чтобы Вреднючка вернула нам наших друзей, нужно исправить все ошибки. Я буду называть слова, а вы исправьте их и произнесите правильно.
Суба, масина, шумка, шорока, шлон, дус, бабуска, дедуска, подуска
Учитель-логопед: - А теперь давайте произнесем правильно предложения Вреднючки.
Вреднючка: - Молодцы ребята, вы правильно назвали все слова, но вы меня еще не победили! Вот вам второе испытание. Я запутала все слова в предложении. Попробуйте их распутать.
Хороший, детский сад, ребята, в.
Вреднючка, дружить, ребятами, хочет, с.
Вреднючка: - Молодцы ребята, вот ваши друзья Мишка и Слоник. Я больше не буду вредничать! Вы будете дружить со мной?
Итог.
Учитель-логопед: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо за это нашим друзьям Мишке и Слонику. А сейчас давайте вспомним, что же мы сегодня делали в пути и что вам больше всего понравилось?