сижажева светлана
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Приключение Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
для детей подготовительной группы
Тема: «Приключение Капельки»
Цель: Обобщение и закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Приключение Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- уточнять и расширять знания детей о воде;
- формировать диалогическую речь;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, умение делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.
Методические приемы:
1. Словесные
2. Наглядные
3. Практические
4. Игровые
5. Поощрения
Ход занятия
Организационный момент:
- Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли вы о них? Проверим, все ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.
(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями).
- Ребята, вы сегодня не заметили ничего необычного у нас в группе? (У нас появились белые халаты, пробирки, лупы и т. д)
- Как вы думаете, во что сегодня превратилась наша группа? (в лабораторию)
- Кто работает в лаборатории? (ученые, исследователи)
- Что делают в лаборатории ученые? (проводят опыты, эксперименты, исследования)
Сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие ученые в лаборатории.
Отгадывание загадки
А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- О чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О воде.
Беседа
(рассматриваем глобус).
- Давайте посмотрим на глобус. Какого цвета на глобусе больше? (синего, голубого)
Как вы думаете, что это значит? (воды больше, чем суши) Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.
- Посмотрите на яблоко, я разделила его на 4 равные части. Представьте, что это наша планета.
- И что три части из четырех и есть площадь, которая занята водой, но большая её часть сосредоточена в океанах и морях, а пресная вода занимает лишь небольшую часть всей воды на Земле. Пресная вода — противоположность морской воды, соли в ней содержатся в малых количествах. Пресная вода существует в реках, ручьях, пресных озёрах, а также в облаках.
Работа с физической картой мира
- Ребята, где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)
- Многие из вас ездят отдыхать летом на моря. Какие названия морей вы уже знаете?
- Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что она соленая) .
- Правильно, в морской воде растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки.
- Сколько океанов? Какие реки вы запомнили?
- Ребята, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода?
( Ответы детей: пьем, готовим, моемся, стираем, убираемся, поливаем цветы.)
Для некоторых животных вода – это дом.
- Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и т. д.)
Интересные факты
- Вода – очень ценный продукт, без воды человек может прожить только 2 дня, а без еды несколько недель.
Введение сказочного героя Капельки
- Я хочу вам рассказать историю. Жил был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много-много прозрачных капелек. Одна веселая капелька сегодня пришла к нам в гости. Давайте поздороваемся с нашей гостьей.
(под музыку выходит Капелька)
Танец «Дождик льет по крышам»
- Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Капелька принесла для нас интересные задания, чтобы поближе познакомиться с водой.
Отгадывание загадок
- Наша гостья приготовила целое ведерко загадок. Вы хотите их отгадать?
1. В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?
(облака.)
2. Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)
3. Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее?
(река)
4. Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
(море)
5. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
6. Он собой укроет речку,
И заплачет он от свечки.
Ты на нем в хоккей играешь,
Очень скользкий, аж летаешь.
А еще прозрачен очень,
Как стекло он, между прочим.
(Лёд)
Проведение опытов – экспериментов
- Продолжим нашу работу. Предлагаю вам превратиться в настоящих ученых, исследователей и поработать в нашей лаборатории. Вы согласны? (да).
Дети надевают халаты и шапочки.
- Я буду старшим ученым, а вы моими помощниками – младшими учеными. Согласны? (да)
Правила поведения в лаборатории
- Для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории во время опытов.
1. Не шуметь.
2. Никого не толкать.
3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.
- Капельке тоже интересно. Давайте возьмем ее с собой.
Дети занимают свои рабочие места.
Опыт № 1: Вода жидкая
- Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой.
Льется вода? Почему?
(Потому что она жидкая).
Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – жидкая, может течь
Опыт № 2: Вода не имеет вкуса
Возьмите стаканчик и сделайте глоток.
Какая вода? Она имеет вкус?
А теперь возьмите другой и попробуйте? Что это? (сок).
Какой он? (вкусный, сладкий, витаминный).
Из чего делают сок? (из фруктов).
Какой сок у вас на вкус? (яблочный).
Сок имеет вкус яблок, а вода не имеет вкуса. Но в жару, когда очень хочется пить, вы ведь пьете воду и говорите, какая вкусная вода. Но ведь на самом деле вы вкуса ее не ощущаете, а просто утоляете жажду
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 3: Вода не имеет запаха
Возьмите стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? (нет)
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт»№ 4
«Что вверху?»
- Дети, как вы думаете, что произойдет с водой, если ее смешать с маслом? (ответы детей)
- Давайте проведем эксперимент.
(У воспитателя один стакан с закрашенной водой, второй с растительным маслом. Сначала берем воду и выливаем ее в большую прозрачную форму,
затем маленькой струйкой выливаем растительное масло в эту же емкость. Наблюдаем).
- Что произошло (вода и масло не перемешались, вода осталась внизу, а масло вверху).
- Почему?
Вывод: вода тяжелее масла.
Опыт № 5: Соль повышает плотность воды
Для проведения опыта понадобиться: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой- яйцо опустить на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с соленой водой- яйцо станет плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
Вывод: соль повышает плотность воды
Физкульминутка
- Ребята, вы наверное устали?
- Давайте мы с вами потанцуем.
(музыкальная физминутка «Виноватая тучка»)
Рисование акварелью по мокрой бумаге
- А теперь наша гостья предлагает порисовать.
Мокрый по мокрому, один из наиболее характерных приемов акварельной живописи это сложный метод дает непредсказуемые результаты, которые имеют значение-текстура бумаги, количество воды,количество затраченного времени.
В этом есть что-то магическое, как цвета смешиваются друг с другом, создаётся красивый, яркий эффект.
- Какой яркий и красивый получился наш рисунок.
Подведение итогов
Чтение стихотворения
(Дети становятся в круг)
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?
Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.
-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.
Дети все вместе
-Мы запомним навсегда:
Символ жизни на земле – вода.
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!
Беседа
-Наше занятие подходит к концу. Поделимся с Капелькой своими впечатлениями о проделанной работе?
- Кто сегодня был у нас в гостях?
- Во что сегодня превратилась наша группа?
- Что мы исследовали в нашей лаборатории?
- Что нового вы узнали?
- Что для вас было самым трудным на занятии?
- Что понравилось больше всего?
- Во что бы еще хотели поиграть?
- Как вы считаете, кто из вас был самым активным?
Капелька :
-Вот спасибо вам, друзья!
Сегодня много узнал я.
Вы, ребята, не скучали,
О воде всё рассказали.
За это вас благодарю
И подарки вам дарю!
- Капелька осталась довольна, ей очень понравилось у нас в гостях, но пора возвращаться, ведь наверняка ее ждут друзья. Но мы грустить не будем, потому что каждому из вас она оставила маленькую частичку себя. (Дети получают подарки)
КДОУ «Ручеек» г. п. Чегем
Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
в подготовительной группе «В»
«Приключение Капельки»
Воспитатель: Сижажева Светлана Галиевна
2020г.