Суконкина Мария
Конспект родительского собрания «Пресс-конференция «Социализация в контексте дошкольного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 182
г. ВЛАДИВОСТОКА»
Конспект родительского собрания
«Пресс-конференция «Социализация в контексте дошкольного детства»
Воспитатель: Суконкина М. В.
2018 г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Родительское собрание в старшей (подготовительной) группе
«Пресс-конференция «Социализация в контексте дошкольного детства»
Пояснительная записка
Практика работы с родителями, через родительские собрания показала, что традиционное информационное содержание не всегда является эффективной формой работы и не дает положительного результата во взаимодействии с семьей. Положительный результат может быть достигнут только если изменить форму родительского собрания. На родительских собраниях должны быть использованы такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и результативный разговор. Такая форма работы, как пресс-конференция, позволяет родителям в интересной форме рассмотреть с разных сторон такой важный и сложный вопрос, как социализация дошкольников.
Ожидаемые результаты использования нетрадиционных методов проведения родительских собраний :
• Равно партнёрские отношения педагогов и родителей;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;
• Заинтересованность родителей работой МБДОУ.
План-конспект родительского собрания
Тема: «Социализация в контексте дошкольного детства»
Форма проведения: использование нетрадиционной формы проведения собрания – пресс-конференция.
Место проведения: МБДОУ детский сад № 182.
Характеристика аудитории: педагоги и родители старшей группы «Капитошки».
Цель: Погружение родителей в проблему социализации дошкольников. Внедрять в практику новые нетрадиционные формы работы с семьёй. Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами внутри родительского коллектива группы.
Задачи:
• познакомить родителей с понятием «социализация»;
• познакомить родителей с основными условиями успешной социализации дошкольников;
• сплотить родительский коллектив;
• повысить имидж дошкольного учреждения.
Предварительная работа:
Изготовление с детьми пригласительных билетов на родительское собрание, выставка детских рисунков на тему «Моя семья», выставка публикаций, статей на тему социализации, изготовление памяток для родителей, опрос детей по вопросам самостоятельности, подготовка карточек с вопросами для корреспондентов.
Ресурсное обеспечение: микрофон, таблички с названиями журналов, плакат с названием темы собрания и т. д.
Ход родительского собрания:
Педагог группы встречает родителей, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Моя семья», выставкой публикаций, статей на тему социализации. Столы и стулья расставлены полукругом. «Корреспонденты» (родители, представители «организаций» - за столами. На столах – карточки с названием организаций.
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые родители! Приветствуем вас в нашем конференц-зале. Сегодняшняя наша пресс-конференция, под названием «Социализация в контексте дошкольного детства» посвящена проблеме социального развития, как одного из направлений становления личности детей дошкольного возраста. Мы рады видеть вас на сегодняшнем собрании. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.
На встрече присутствуют «корреспонденты» журналов: «Семья и ребёнок», «Для вас, родители», «Собеседник», а также информационного журнала для родителей «Добро пожаловать в Детство».
Ведущий:
Проблема социализации подрастающего поколения актуальна. Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их сверстники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.
Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.
(Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками).
(В соответствии с ФГОС ДО, «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребёнка.
Ведущий:
Но прежде чем приступить к пресс-конференции, предлагаем родителям ответить на вопросы, которые помогут нам в работе по развитию социальных навыков и саморегуляции поведения ваших детей.
Вопросы к родителям (краткий обмен мнениями) :
1. В чём выражается самостоятельность вашего ребёнка дома, на улице, в общественных местах?
2. Какие дополнительные знания, навыки или конкретные действия, отражающие самостоятельность, вы бы хотели развить в вашем ребёнке?
3. Что вы делаете для того, чтобы ребёнок становился самостоятельным?
4. Можете ли вы выделить ребёнку один день, когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
5. Если вы даёте ребёнку самостоятельность, что он делает?
6. Хотели бы вы, чтобы детский сад обучал детей самостоятельности?
Ведущий: Спасибо вам за ваши высказывания. А теперь давайте послушаем, что говорят ваши дети. Их мы тоже попросили ответить на аналогичные вопросы.
1. Считаете ли вы себя самостоятельными?
2. А что значит быть самостоятельным? Что вы делаете сами?
3. Дома вам разрешают делать то, что вы хотите?
4. А что вы делаете, когда вам всё разрешают? Чем занимаетесь?
5. Вам нравится быть самостоятельными?
Зачитывание родителям (в общих чертах) ответов детей.
(Обсуждение по ситуации)
Ведущий:
Ну, а теперь мы постараемся ответить на ваши вопросы. (раздаем вопросы организациям, дается несколько минут на обсуждение поставленного вопроса, затем один из корреспондентов (берет в руки микрофон) и доносит мнение своей организации до окружающих)
Первый вопрос представителям организаций.
Ведущий: Журнал «Семья и ребёнок»
Наряду с понятием социализации существует термин «социальная адаптация».
Вопрос: Что такое социальная адаптация и чем она отличается от социализации?
Заслушивается ответ корреспондента
( Представитель педагогической службы: (обсуждение правильного ответа)
Ответ:
Наряду с понятием социализации употребляют термин «социальной адаптации». Социальная адаптация предполагает взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, позволяющие удовлетворять широкий спектр социально адекватных потребностей (в общении, признании, самовыражении) без существенного ущерба для себя и окружающих. (Т. И. Комиссаренко).
Необходимо заметить, что отличие социализации от процесса социальной адаптации заключается в том, что социализация означает общее развитие ребёнка, становление личности, а адаптация в первую очередь означает приспособление ребёнка к существующим и вновь возникающим условиям общения, деятельности. Поэтому в дошкольной педагогике вопрос адаптации связывают с переходом ребёнка из семьи в дошкольное учреждение или переходом из одного образовательного учреждения в другое.)
Ведущий: Журнал «Собеседник»
К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром и начинает всё более активно взаимодействовать с обществом и людьми, а к шести годам появляется ориентация на общественные функции людей, их поведение, нормы.
Вопрос: Что влияет на способность и к адаптации, и к социализации?
Заслушивается ответ корреспондента
( Ответ:
На способность к адаптации и социализации влияют возрастные, психофизиологические, индивидуальные особенности и принадлежность к полу. Так, например, девочки легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях, более выносливы. Мальчики менее выносливы, менее охотно занимаются самообслуживанием, менее дисциплинированы, труднее принимают требования, тяжелее вступают в социальные взаимоотношения.)
Ведущий: журнал «Для вас, родители»
Назовите инновационные технологии эффективной социализации дошкольников.
Заслушивается ответ корреспондента (в его роли выступает воспитатель, рассказывает об инновационных технологиях социализации)
Ответ:
Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
Педагогические технологии социализации дошкольников, которые могут использоваться как все вместе, так и отдельно.
1. Клубный час
2. Ежедневный круг рефлексии
3. Проблемные педагогические ситуации
4. Ситуации месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями)
5. Дети-волонтёры (разновозрастная деятельность)
6. Волшебный телефон (своеобразный телефон доверия)
7. Социальные акции
8. Развивающее общение
9. Работа с родителями
В нашем ДОУ используется такая технология, как «Клубный час». В чём её эффективность?
Данная технология позволяет нам успешно решать следующие задачи:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• формировать умение проявлять инициативу;
• формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данную работу включаются все сотрудники ДОУ, включая работников пищеблока и медицинскую сестру. Проводится большая подготовительная работа с сотрудниками. Для того, чтобы обеспечить свободное перемещение по ДОУ, детям необходимо создать безопасные условия, поэтому все сотрудники находятся на местах, где организовывается детская деятельность. Во всех помещениях ДОУ организовываются разнообразные виды деятельности. Дети в условиях ДОУ могут самостоятельно решать, чем им заняться, какой кабинет посетить и сколько потратить времени на посещение.
(Так же рассказать о рефлексивном круге после клубного часа, его задачах)
(Раскрыть для родителей технологию «Проблемные педагогические ситуации)
Ведущий:
А сейчас хотелось бы услышать мнение родителей по поводу использования этих технологий. Что вам понравилось, а может быть не понравилось и почему? (высказывание разных точек зрения).
Ведущий: Журнал «Добро пожаловать в Детство»
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Вопрос:
Так какова же роль семьи в развитии ребёнка дошкольного возраста?
Заслушивается ответ корреспондента.
Ведущий: Время, отведённое для пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу, на память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить вам буклет «Общение взрослого с ребёнком»
Проведение рефлексивного круга с родителями «Венок пожеланий» (все родители становятся в круг, берутся за руки, скрещенные впереди себя и по очереди высказываются, что почерпнули для себя из сегодняшнего собрания и что готовы сделать или исправить в своем поведении для более успешной социализации своего ребенка).
После собрания родителям предоставляется возможность индивидуальной консультации.
Используемая литература:
• Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации»
• «Психология социальной одарённости» Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько
• Гришаева Н. П., Струкова Л. Н. «Педагогическая технология «Клубный час», как средство саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе».