Светлана Кривова
Предметно-развивающая среда в ДОУ по физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно - пространственная среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ по физкультуре» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.
Она позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную двигательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
В соответствии с требованиями мы стараемся строить развивающую среду с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Решение программных задач решается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. При построении развивающей среды для организации двигательной деятельности детей в детском саду я основывалась на принцип личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка. Как известно, на начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации деятельности детей во время бодрствования. Поэтому, я рекомендую воспитателям групп раннего возраста для этой цели широко использовать пока еще не физкультурные пособия, а разнообразные яркие, красочные игрушки. Они помогают привлекать внимание малышей и являются стимулом к выполнению ими разнообразных движений. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, чтобы достать его, а затем пытаются действовать с ним. Постепенное совершенствование движений расширяет возможности ребенка в познании им окружающего мира.
Двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.
В нашем учреждении имеется достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы, их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. Наличие многообразных видов оборудования позволяет наиболее продуктивно применять его в различных формах работы по физической культуре, создавая все новые варианты занятий, комплексов утренней гимнастики, усложнять задания в подвижных и спортивных играх и упражнениях.
Развивающая двигательная среда в нашем ДОУ оборудована в соответствии с требованиями ФГОС и реализуемыми программами дошкольников. Физкультурный зал совмещен с музыкальным. Он оснащен всем необходимым инвентарем, в соответствии с перечнем необходимого оборудования. В нашем учреждении имеется достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы, их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. Наличие многообразных видов оборудования позволяет наиболее продуктивно применять его в различных формах работы по физической культуре, создавая все новые варианты занятий, комплексов утренней гимнастики, усложнять задания в подвижных и спортивных играх и упражнениях.
Оборудование спортивного зала
гимнастические скамейки 2шт. ;
- гимнастическая лестница 2шт. ;
- музыкальный центр;
- обручи 20шт. ;
- мячи большие, средние, маленькие на подгруппу детей;
- гантели большие и маленькие по кол-ву детей;
- дуги для подлезания разной высоты;
- тоннель из ткани 2шт;
- кирпичики и кубы для перешагивания;
- гимнастические палки по количеству детей;
- клюшки пластмассовые 4шт;
- конусы – ориентиры 5шт;
- мат мягкий 1т;
- скакалки 15шт;
- ленточки на кольцах по количеству детей;
- кубики для ОРУ 40шт. ;
- погремушки 40шт;
- платочки по количеству;
- кегли большие и маленькие по 2 набора;
- самокат 2шт;
- мячи прыгуны 4шт;
- флажки по количеству;
- баскетбольная стойка 2шт;
- мячи футбольный, баскетбольный, волейбольный по 2шт;
Также в зале имеется оборудование для профилактики профилактики плоскостопия
- ребристая доска для профилактики плоскостопия 2шт;
- массажные коврики 10шт;
- массажные следочки 10 шт;
- дорожка здоровья 1шт;
- ипликатор Кузнецова;
- массажные мячи 2шт.
Мелкий инвентарь для спортивных игр (сетки, ракетки, воланы, городки и т. п., пособия для подвижных игр и упражнений (скакалки, обручи, шнуры, кольца, шары и др.) выносятся на спортивную площадку по мере необходимости.
Мною созданы картотеки утренней гимнастики, подвижных игр, картотека тестов для диагностики физических качеств, картотека консультаций для родителей и воспитателей, кубанские народные игры
Каждая группа в нашем ДОУ имеет свой физкультурный уголок, как в группе на и на улице. Яркий физкультурный уголок лаконично и гармонично вписываются в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дети могут заниматься и закреплять разные виды движений. Оборудование соответствует возрасту каждой группы.
Особенно важно это для младших дошкольников, т. к. размещение различных пособий в непосредственной близости позволяет малышам повседневно пользоваться ними, упражняться в различных движениях при постоянном наблюдении и участии педагогов. Здесь также имеются доски – гладкие и ребристые, наборы ящичков и корзин, массажных дорожек, мячей разного размера и фактуры, шариков, колечек, косичек, шнуров, погремушек, атрибутов для игр. В двигательной зоне присутствуют различные мягкие модули, валики, сегменты, кубы, диски.
В группах детей старшего дошкольного возраста, кроме мелких пособий (скакалки, мячи, шнуры, палки и т. д., имеются наборы оборудования и инвентаря для организации подвижных игр и упражнений (кегли, кольцебросы, городки, бадминтон, теннис и др.). Эти пособия дети выносят на участки во время прогулки.
На участках каждой группы также имеется физкультурное оборудование. Это качели, горки, баскетбольные сетки, футбольные ворота, дуги для лазания и многое другое. В 2016 году я провела смотр- конкурс физкультурных уголков во всех возрастных группах. Хочется отметить, что все педагоги приняли активное участие. Данное мероприятие позволило пополнить уголки двигательной активности новым оборудованием. Много нестандартного оборудования было изготовлено руками родителей и педагогов ДОУ.
Таким образом, все элементы предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении отвечают требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, что соответствует требованиям ФГОС.