Светлана Широкова
Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-развивающая среда, как средство нравственно-патриотического воспитания детей»
В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства. Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
«С чего начинается наша Родина?»
Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам-педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Реализовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.
Развивающая среда в группах может включать в себя следующий материал:
- Альбомы на темы: «Моя семья» (где можно записывать детские рассказы об интересных событиях в семье,
- «Мой любимый город»,
- «Путь в детский сад»,
- «Мы любим гулять по нашему городу»,
- «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи»,
-«Домашняя утварь»,
- «Народные инструменты»,
- «Орудия труда», «Права и обязанности детей» и другие.
- «Книга памяти» : содержит фотографии почетных людей города, участников войны.
- Составление родословной семьи, например: «Семейное древо».
-План и карта города.
-Макеты в коробках, макеты карты на темы: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон»,
- Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
-- Центр краеведения, где могут быть представлены : куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
- Мини – музеи: «Русская изба», «Во что играли наши бабушки», «Мир природы», «Старинные часы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Березка», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и т. д.
-Национальный уголок.
-Игротека игр разных народов России.
-Уголки изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
-Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
-Уголок ряженья: народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
- Библиотека, где находятся русские народные сказки, калмыцкие народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, Калмыкии, портреты поэтов и писателей Калмыкии.
- Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
- Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах, в степях Калмыкии, «Красная книга»
-Физкультурный уголок: атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных (например, «Загони овец в кашару», «Альчики», «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу огонь» и т. д.)
-Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» ( из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
- Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним) : «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Турагенство», «Семья», «Путешествие по Москве», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.