Альбина Тихонова
Предметно-пространственная развивающая среда как условие реализации самостоятельной игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Е. И. Тихеева.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится тaким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, интересы, уровни активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда как условие реализации самостоятельной игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Между тем в детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес. Поэтому важной задачей становится совершенствование педагогического процесса и развития игровой деятельности детей посредством организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ребёнку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Именно это послужило предпосылкой возникновения данного опыта. На формирование опыта работы также оказало влияние участие в работе окружного методического объединения.
2 Актуальность и перспективность опыта
Большое значение в настоящее время придается игровой деятельности детей дошкольного возраста. Игра является ведущим видом их деятельности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Хорошо построенная игровая деятельность детей дошкольного возраста важна для развития психики, физического развития и овладения социальным опытом.
Важным условием развития игры является адекватная предметно-пространственная среда. Предметная среда выполняет важную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Окружающий ребенка дошкольного возраста мир предметов должен заинтересовать, дать желание преобразовывать и усовершенствовать. Особо важны условия для развития личности, творчества и самостоятельности. Необходимо дать каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. При организации предметной среды в групповом помещении необходимо учитывать всё для становления основных характеристик личности ребенка, способствовать развитию его навыков и интересов. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возраста воспитанников, сроков обучения и использованной программы. На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность её содержания. Отсутствие средств позволяющих детям самосовершенствоваться наблюдается, в освоении познавательно-игровой деятельности, мало объектов, чтобы заинтересовать дошкольников (занимательный интеллектуальный материал, материалы для игр-экспериментирования, и т. п.).
Отмечается противоречие от недостаточного использования предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития игровой деятельности дошкольников.
3 Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея заключается в грамотной организации предметно-пространственной развивающей среды, которая является важным условием реализации самостоятельной игровой деятельности, способствует позитивной социализации дошкольников, т. е. умению детей взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
4 Теоретическая база опыта
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад в создание системы развивающей предметно-пространственной среды внесли Л. С. Выготский, С. Л. Новоселова, Е. И. Тихеева, В. А. Петровский и др.
Основатель культурно-исторической концепции Л. С. Выготский считал, что развитие ребенка осуществляется от социального к индивидуальному, в данном процессе среда учебного учреждения является не только источником развития высших психических функций, но и создает человека как социальное существо. Воспитание побуждает ребенка к общению, партнерским взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Среда-это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может либо тормозить развитие ребенка, либо стимулировать его развитие.
Современные исследования в области дошкольного воспитания акцентируют свое внимание на изучении среды как важнейшего фактора развития ребенка 3 – 7 лет. С этих позиций психолого-педагогическая наука в последние два десятилетия по-новому осмысливает предметное пространство ДОУ. Теоретики и практики утверждают необходимость организации такой среды, в центре которой находятся интересы ребенка, стремящегося к наиболее полной самостоятельности через значимые для каждого возраста виды деятельности (предметной, игровой, коммуникативной и др.) В дошкольной педагогике накоплен большой резерв знаний об условиях, принципах и технологиях организации всего предметного пространства детского сада и развивающей среды групповых помещений. При этом особое внимание в работах уделяется характеру структурирования и зонирования среды, созданию архитектурно-пространственных и предметных условий, обеспечивающих возможность осуществления детьми разнообразных видов деятельности, в том числе игровой.
По определению С. Л. Новоселовой, предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.
ФГОС ДО определяет требования к предметно – пространственной среде :
Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности. То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
Трансформируемость пространства, т. е. возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность среды и игровых материалов.
Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Безопасность среды, т. е. соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
5. Новизна опыта
Новизной моей работы можно считать следующее:
1. Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе с учетом требований ФГОС для реализации самостоятельной игровой деятельности.
2. Разработан цикл непосредственной образовательной деятельности по созданию игрового материала детьми старшей группы для использования в самостоятельной игровой деятельности.
6. Технология опыта
В начале работы моей задачей было исследовать условия развития игровой деятельности, показать возможности развивающей предметно-пространственной среды как условия развития игровой деятельности детей старшей группы детского сада, а также условия организации предметно- пространственной среды : учет возрастных особенностей и потребностей детей; многофункциональность; создание специальных зон для самостоятельного активного действия ребенка; создание этической среды.
Для определения уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста была использована методика Р. Р. Калининой. (Приложение 1.)
Проанализировав полученные данные, я пришла к выводу:
1. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития : бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
2. Распределение ролей осуществлялось под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы. Роли называются, но выполнение сводится к реализации действий.
3. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Правила в игре явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
4. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты.
Так же проводилось анкетирование родителей с целью выявить их оценку развивающей предметно-пространственной среды в группе. (Приложение 2.)
Анкетирование выявило, что в целом родители оценивают оформление группы достаточно эстетичным, условия участка приемлемыми, но родители считают, что в группу необходимо дополнить и разнообразить игровым оборудованием, а прогулочные участки оборудовать новыми игровыми и спортивными комплексами. Но все родители (100%) понимают необходимость помощи детскому саду в создании развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому было необходимо активно привлекать родителей к построению актуальной предметно-пространственной развивающей среды.
Провела родительское собрание по вопросам правильного подбора игровых материалов, потребностей, возрастных особенностей детей на каждом возрастном этапе. (Приложение 3.) Это особенно значимо, так как игровое оборудование, материалы приобретаются в основном родителями и необходимо научить их педагогически-целесообразному подбору материалов.
Проводила беседы с родителями о значении предметно-пространственной среды в развитии ребенка, консультации на темы «Организация предметно развивающей среды", "Игры из подручного материала для детей дошкольного возраста". (Приложение 4.)
Также были проведены акции «Мама может», «Папа может», «Развивающие игры своими руками». Были организованы выставки детско-родительского творчества, дизайнерских работ.
Невозможно создать предметно-развивающую среду без участия самих детей. В работе с детьми над предметно-развивающей средой провожу беседы, совместное изготовление атрибутов, чтение художественной и специальной литературы, непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты, игры-драматизации, дидактические игры. Мной был разработан цикл непосредственной образовательной деятельности по созданию игрового материала детьми старшей группы для использования в самостоятельной игровой деятельности. (Приложение 6.)
Изучив интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) внесла коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.
Продумала последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов. (Приложение 5.)
В результате работы над темой в группе была создана следующая предметно-развивающая среда. В группе оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволят детям объединяться подгруппами по общим интересам. (Приложение 7.)
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо). Мы вместе с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Родители также принимают активное участие в изготовлении костюмов и декораций. В рамках акции «Мама может» были сшиты костюмы сказочных героев, изготовлена ширма и другие декорации. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями («Ателье», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и др., дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Очень часто атрибуты для сюжетно-ролевых игр мы изготавливаем вместе с детьми, а также дети со своими родителями. В рамках акции «Папа может» были изготовлены ширмы для сюжетно-ролевых игр («Пароход», «Автомобиль», «Автобус», а также атрибуты для этих игр: рули, штурвалы и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Для центра искусства «Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Творческие идеи», к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр Экологии и науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрала специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Данный центр содержит в себе также различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты («Времена года», «Бабушкин двор», «Тропики», «Антарктида»).
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», «Разрезной квадрат» Никитина, «Танграм» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, Владимирской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства дидактические игры и т. д.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими играми. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, безопасность на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
В группе произведена систематизация и упорядочение накопленного материала, рационально размещено оборудование в условиях группы. Выполнено условное зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды. В группе выделены островки для девочек и мальчиков.
Разработаны образцы игр, пособий, игрового материала для наполнения предметно-развивающей среды. Большая часть оборудования для игр хранится в коробках, но дети имеют к ним свободный доступ, знают, где что находится. В группе есть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами : дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели.
7 Результативность
На контрольном этапе исследования, мы получили такие результаты: почти все дети перешли на новый уровень сформированности игровых навыков. Анализ показал, что дети вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей вызывало новое отношение к занятиям и к разным видам деятельности. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения. Игровые действия этих детей многообразны и логичны. Дети используют многофункциональные предметы и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.
Среда в группе выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельной игровой деятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
8 Адресная направленность
Надеюсь, что мой опыт поможет воспитателям дошкольного учреждения и родителям в создании предметно-развивающей среды для развития самостоятельной игровой деятельности детей.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
2. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М. : Просвещение, 1995. – 128с.
3. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2003.
4. Вераксы Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. Мозайка-синтез, 2014.- /
5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с.