Ольга Фофанова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волшебный мир древесины» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вводная часть.
Задачи:
1. Расширение кругозора детей о свойствах дерева, формирование представлений о людях труда, создающих красивые предметы из дерева, бумаги, картона, древесной стружки; развитие интереса к исследовательской деятельности. «Познавательное развитие».
2. Усвоение нравственных ценностей, бережного отношения к природе, развитие умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, формирование уважительного отношения к труду людей; воспитание доброжелательного отношения к друг другу, формирование умения вести себя безопасно в социуме. «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Волшебный мир древесины“ в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Развитие умения самостоятельно планировать работу с бумагой в определенной последовательности, принимать творческие решения, развитие эстетического вкуса; аккуратности в работе, развитие мелкой моторики рук. «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы.
1. Игровая мотивация: «Маленькие художники создают групповой альбом «Елочка».
2. Наглядность: предметы быта и искусства (мебель, посуда, игрушки, одежда, картины).
3. Словесность: стихотворение (отрывок) И. Кадухина
«Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет!»
Активизация словаря: сочетание цветов, элементы узора (растительный, геометрический,
плотная и тонкая, деревянный, столяр, резчик по дереву.
Предварительная работа: экскурсия в столярную мастерскую школы, рассматривание альбома «Древесный мир», декоративных предметов, изделий русского народного декоративно-прикладного творчества, рассматривание фото изделий из разных материалов.
Материалы и оборудование:
Педагогу: предметы быта с декоративным оформлением, народные деревянные игрушки, картины из бумаги и картона, титульный лист для группового альбома
«Елочка», два стакана (деревянный и стеклянный, гвоздь и деревянная палочка, спички, две ложки (деревянная и металлическая).
Детям: индивидуальные наборы для аппликации, цветная бумага.
Инструменты: клей, кисти, салфетки, клеенка.
Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро, маленькие исследователи! Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой - Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. А загадки умеете разгадывать? Послушайте внимательно загадку.
Его весной и летом.
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки.
Упали все рубашки.
(дерево) .
А вы бывали когда-нибудь в лесу?
А какие деревья вы знаете?
Дети: Береза, клен, липа, осина, дуб, ясень, рябина, сосна, ель, тополь.
Воспитатель: Что общего есть у всех деревьев?
Дети: Ствол, листва, ветви, корень.
Лесовичок: Правильно ребята.
Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный).
Развитие внимания. Лесовичок: А какие предметы делают из дерева? Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".
Лесовичок: Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.
Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.
Опыт 1. Дерево горит.
б) Воспитатель. Из чего сделаны спички?
Дети: Из дерева.
Воспитатель. Почему их нельзя брать детям?
Дети: Можно обжечься, может быть пожар и т. д.
Воспитатель показывает, как быстро сгорает дерево
Опыт 2. Дерево не прозрачное.
Воспитатель: Посмотрите у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик?
Дети: Виден.
Воспитатель: А в деревянном стакане? Нет, значит дерево какое?
Дети: Не прозрачное.
Воспитатель : Ещё одно свойство дерева.
Опыт 3. Дерево не тонет.
Воспитатель: возьмем большой железный гвоздь и деревянную палочку. Подержите в руках эти предметы. Какой из них легче?
Дети: Палочка.
Воспитатель: Опустите гвоздь и палочку в воду. Что произошло?
Дети: Гвоздь утонул, а палочка плавает на воде.
Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Воспитатель: Да, ребята, дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.
Лесовичок: Ребята, вы наверно устали? Давайте отдохнём.
Проводится физкультминутка.
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Поднимаемся на носочки)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней, (руки вверх)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (руками махи над головой)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место поспешим. (Дети идут на места.)
Опыт 4. Дерево удерживает тепло.
Ложки деревянные и металлические
Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные и металлические ложки приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?
Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?
Воспитатель: Из дерева делают игрушки, поделки, рамы на окна, украшения на стены и потолки – называются они «фреска». Применение древесины и изделий из нее в строительстве и в мебельном производстве, как поделочный материал объясняется ее доступностью, простотой обработки и основными положительными качествами. Люди, которые занимаются обработкой древесины, изготавливают мебель и другие деревянные изделия называются столярами. А предметы искусства создают резчики по дереву или художники.
Лесовичок: Ребята посмотрите, что это за сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Рассматривание с детьми деревянных фресок, картинных рамок, деревянной посуды, поделок из древесного отходного материала (стружка, опилки, обсуждение увиденного, любование предметами народного творчества.
Воспитатель: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.
Воспитатель: Совсем недавно у вас прошел очень красочный и веселый новогодний праздник. Кто же был главным «виновником» такого яркого торжества?
Дети: Елочка. Она очень красивая, нарядная, яркая, колючая.
Лесовичок: А я вот так и не попал на такой красивый праздник, потому что остался сторожить лес, пока Дедушка Мороз подарки ребятишкам развозил. Хоть бы одним глазком посмотреть на нарядную елочку.
Воспитатель: Не расстраивайся, Лесовичок, мы с ребятами смастерим для тебя альбом про елочку и разучим песенку. И ты увидишь, какая она бывает нарядная в новогодний праздник.
Лесовичок: Я очень рад и хочу вам помочь.
Организация творческого процесса. Дети рассаживаются за столы на свои рабочие места. Воспитатель дает краткое напоминание, что нужно наклеивать в определенной последовательности, учитывая формы и размеры заготовок и их цветовую гамму. Готовые работы размещаем на выставке для просушки.
Воспитатель: А вечером мы из детских работ смастерим альбом и подарим его Лесовичку. А сейчас, ребята, споем для Лесовичка песенку про елочку.
Дети встают в хоровод и исполняют песню: «Маленькой елочке холодно зимой».
Лесовичок: Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания!
Закрепление материала.
Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей:
1. Дерево горит.
2. Дерево не прозрачное
3. Дерево не тонет
4. Дерево удерживает тепло
5. Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке.