Helen Galkina
«Православный праздник Сороки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация (развитие речи,2-ая младшая группа, «Православный праздник Сороки»
ГБОУ детский сад №1851
Составила: воспитатель Галкина Е. Г.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с загадками о птицах.
2. Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия птиц, уточнить значение обобщающего слова «птицы».
3. пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом
Публикация «„Православный праздник Сороки“» размещена в разделах
4. дать представление о народном толковании прихода весны
5. развитие фантазии и интеллекта у детей
6. пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом
7. дать представление о народном толковании прихода весны
8. развитие фантазии и интеллекта у детей
9. познакомить с основными приметами прихода весны
10. объяснить понятия закличка, "Сороки"
11. создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях
12. приобщить к традициям народного фольклора.
Материалы: картинки с изображением перелетных птиц, мольберт, указка, альбом по артикуляционной гимнастике, традиционная православная выпечка «Жаворонки».
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня, ребята, отмечается праздник «Сороки» или Жаворонки. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. "День с ночью ровняется, 40 разных птиц из дальних стран возвращаются"
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну принесут.
В этот день пели коротенькие песенки называются веснянками.
Весну закликали, величали, просили.
Весна, весна, красная,
Приди, весна, с милостью,
С великой благодатью.
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей.
Приходи, приходи,
Солнцем светом озари.
Давайте вы мне поможете, позовё м весну по-особому: будем весну гукати.
Дети гукают хром весну:
Весна, весна красная! Гу-у-у!
Приди, весна, с радостью, Гу-у-у!
С радостью, с радостью, Гу-у-у!
С великою милостью: Гу-у-у!
Со льном высоким, Гу-у-у!
С корнем глубоким, Гу-у-у!
С хлебом обильным! Гу-у-у!
Воспитатель. Весна пришла к нам не одна, а со своими вестниками. Отгадайте, ребята, кто они. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них. Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Воспитатель помещает картинку грача на мольберт. Дети по очереди выходят, показывают птицу и называют её.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его. (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
- Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному.)
- Кто это? Как назвать одним словом?
- Птицы.
- Почему вы думаете, что это птицы?
- Почему мы этих птиц не видели зимой?
- Они улетали в теплые края.
- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
- Перелетные птицы.
Пальчиковая гимнастика.
1. Покажите руками крылья птиц и помашите ими.
2. Покажите как клюют зернышки птички.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Бегемотик»
2. «Улыбка»
3. «Хоботок»
4. «Хомячок»
5. «Мёд»
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос? Покажите на картинке.
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько ног у птицы? Покажите на пальцах сколько?
- Рассмотрите и опишите хвост.
У каждой птицы свой особый голос и мы можем отличить одну от другой по голосу. Сейчас все вы превратитесь в птиц и будете чирикать, а водящий попытается угадать кто это подошёл к нему и чирикнул.
Игра «Угадай по голосу».
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Как они окрашены?
- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
2. Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
4. Пальчиковая гимнастика.
Посчитай – ка, подпевай –ка 10 птичек стайка.
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка совушка – сонная головушка.
Это птичка – свиристель.
Это птичка – коростель.
Это птичка скворушка, серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж –
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Игра «Кошка и птицы».
Водящий (кошка) спит, сидя на стуле. Дети (птички) встают со своих мест и бегают, до тех пор пока «кошка» не проснется. Когда водящий просыпается, он пытается поймать «птичек», а те стараются успеть сесть на свои места.
Воспитатель: На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Я тоже приготовила для вас сегодня жаворонков.
Давайте повторим закличку и приступим к угощению.