Наталья Астахова
Православные праздники как средство ознакомления дошкольников с русскими традициями
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
«Православные праздники, как средство ознакомления дошкольников с русскими традициями»
Слайд №2
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Без внедрения новых идей и технологий в работе нашего учреждения невозможно.
Одним из направлений нашей работы является ознакомление с православными праздниками, как средством ознакомления дошкольников с русскими традициями.
Слайд №3
Публикация «Православные праздники как средство ознакомления дошкольников с русскими традициями» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Актуальность работы:
Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями, русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Слайд №4
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Слайд №5
Цель:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования православных праздников «Масленица» и «Пасха». Возрождение традиций народной культуры в семье.
Слайд №6
Задачи:
- создание условий для формирования интереса к обычаям, традициям празднования Масленицы и Пасхи;
- развивать интерес к русской национальной культуре через ознакомление с традициями, обычаями, фольклором;
- ознакомить с произведениями искусства, посвящёнными праздникам «Пасха» и «Масленица»;
-познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования «Пасхи» и «Масленицы»;
-формировать представление о праздниках «пасха» и «Масленица», как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями своё время.
Слайд №7
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.
Слайд №8
Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.
Так в основе праздников для дошкольников было положено использование воспитательных возможностей интерактивных игровых форм, благодаря чему, во-первых, решается проблема разделения зала на зрителей и актёров, а во-вторых, дидактическое содержание обретает самую доступную детскому восприятию форму – форму сюжетно-ролевой игры.
Слайд №9
Ознакомление дошкольников с народной культурой имеет комплексный подход.
То есть, при ознакомлении с предстоящим праздником должна быть грамотно выстроенная система деятельности:
-специально организованная образовательная деятельность,
-деятельность, совместная с педагогом,
- самостоятельная деятельность.
Слайд №10
Формы и методы ознакомления дошкольников с православными праздниками :
Большое место принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают сюжеты.
Слайд №11
Социально-коммуникативное развитие:
-игра : сюжетно-ролевые игры «Семья»
«Мы пришли в гости».
Цель: способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
«Готовим угощение».
Цель: закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (приготовление еды, сервировка стола).
Слайд №12
Музыкально-дидактические игры
«Ты катись, весёлый блинчик».
Цель: формирование интереса к русским народным праздникам, и традициям на основе совместной творческой деятельности.
«Вышел Ваня погулять».
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Слайд №13
Труд
Оформление интерьера русской избы.
Цель: воспитывать добросовестное отношение к выполнению своей работы; воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
Изготовление кукол-мотанок
Цель: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, настойчивость в достижении цели. Воспитывать уважение к русской народной культуре и её традиций.
Слайд №14
Безопасность
Беседа о правилах поведения во время праздника.
Цель: расширить представления детей о культуре внешнего вида, развивать навык культурного поведения.
Беседа «Огонь – не забава!»
Цель: выявить и закрепить знания детей о пожаре, о первых действиях на пожаре.
Слайд №15
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
Комплексное занятие «О праздниках и традициях русского народа».
Цель: формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
Слайд №16
ФЭМП
Д/и «Весёлые цифры».
Цель: учить выкладывать цифру по образцу, развивать восприятие, мелкую моторику.
Д/и «Посчитай-ка блинчики».
Цель: закрепление обратного и порядкового счета и умения детей согласовывать числительное с прилагательным и существительным.
Слайд №17
Речевое развитие
Связная речь.
Цель: расширение запаса знаний и представлений о традициях православных праздников, обучение выразительному интонированию и чёткой артикуляции.
- придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков;
-составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
Чтение художественной литературы.
Цель: познакомить детей с новыми произведениями, вызвать желание слушать его повторно.
- Д. Кузнецов «Блины»,
- Т. Нуждина «Блины»,
- К. Островский «Пасхальный колобок».
- А. Н. Майков «Христос Воскрес»,
- А. А. Блок «Вербочки»,
- К. Д. Бальмонт «Вербы»,
- С. Есенин «Пасхальный благовест»,
- А. Усачев «Пасха».
Слайд №18
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Масленичное солнышко».
Цель: научить ребенка изготовлению аппликации из различных крупы.
Лепка «Пасхальное яйцо».
Цель: прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, народных традиций, продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в лепке.
Слайд №19
Рисование и аппликация
Создание коллективной работы «Угощение на Пасху».
Цель: знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Слайд №20
Изобразительная деятельность- оформление подарков на основе изготовления пасхальных куличей.
Цель: вызывать интерес к русским традициям празднования Пасхи;
воспитывать желание порадовать других людей поделкой, сделанной своими руками.
Слайд №21
Организация выставки работ детей, совместных работ детей и родителей на тему «Пасхальное воскресение».
Цель: обратить внимание родителей на духовную сторону этого великого праздника; приобщать воспитанников к православной культуре; «разбудить» творческий потенциал для родителей и побудить их к более активному сотрудничеству с ДОУ.
Слайд №22
Физическое развитие
Физкультура. Игра «Ручеёк»».
Цель: приобщать детей к русской национальной культуре с младшего дошкольного возраста через игры, обряды, традиции; развитие ловкости.
Здоровье. Беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей посредством прогулок.
Слайд №23
Наполняя каждый этап педагогической работы особым духовным содержанием, мы стараемся подвести ребенка к самостоятельному осознанию нравственных ценностей. А уже осмысленное погружение в православные праздники позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Слайд №24
Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающий духовные ростки, вызывают народные и православные праздники.
Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.
Слайд №25
Праздник «Широкая Масленица»
Слайд №26
Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Совместная деятельность воспитывает не только малышей, но и мобилизует взрослых, восполняя бреши своего воспитания, призывая к чуткости, уважительному отношению друг другу, народным традициям, гордости за свою Родину.
Слайд №27
Результаты:
Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Совместная деятельность воспитывает не только малышей, но и мобилизует взрослых, восполняя бреши своего воспитания, призывая к чуткости, уважительному отношению друг другу, народным традициям, гордости за свою Родину.
Слайд №28
Вывод:
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Слайд №29
Спасибо за внимание!