Глущенко Елена Юрьевна
Консультация «Правильное дыхание — правильная речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос.
Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.
Правильное речевое дыхание обеспечивает :
Публикация «Консультация „Правильное дыхание — правильная речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- нормальное голосообразование;
- четкое звукообразование;
- создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.
У дошкольников, особенно у детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
• слабый вдох;
• недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);
• неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);
• неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.
Различают 3 главных способа дыхания :
1) верхнее дыхание (ключичное);
2) среднее дыхание (грудное или межреберное);
3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе:
Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.
3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.
4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.
6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.
Таким образом, правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
На логопедических занятиях, я каждый день провожу дыхательную гимнастику. Это не только успокаивающий и развлекательный момент. Прежде всего, укрепление здоровья детей.
Я использую много упражнений и выбрала для вас несколько самых полезных, увлекательных и не требующих длительной подготовки. Но, перед проведением игр и упражнений на дыхание, необходимо выполнить следующие условия:
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Упражнения и игры проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
1. «Шарик в лабиринте».
Нарисуйте на столе мелом дорожку в виде лабиринта. Приготовьте прямую трубочку для сока и шарик, скатанный из фольги. Дайте ребенку трубочку и покажите, как в нее дуть. После предложите провести шарик по всей дорожке только с помощью струи воздуха из трубочки.
Кстати, в этом упражнении тренируются не только легкие, но и глазомер.
2. «Мыльные пузыри».
Дети очень любят мыльные пузыри и зимой, и летом. Эту детскую забаву можно организовать на улице в теплое время года и дома в ванне, когда холодно. Эта забава – упражнение хорошо тренирует легкие.
3. Используйте коктейльные трубочки, опускайте их в стакан с водой и дуйте. Если вы не хотите, чтобы ребёнок пил воду, положите в стакан мелко нарезанную бумагу.
4. Во время прогулок, покажите ребенку, как можно нюхать цветы, медленно вдыхая их носом. Затем дайте подуть на одуванчик ртом, чтобы он видел, как разлетаются пушинки.
5. «Легкое перышко».
Для этого понадобится самое настоящее перышко. Цель игры – как можно дольше удержать перо в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи.
Так же используйте в играх воздушные шарики. Надувайте их и отпускайте в полет, затем опять надувайте.
6. «Вертушка».
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Вертушку можно изготовить самостоятельно при помощи бумаги, деревянной палочки. И продемонстрируйте на улице, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно
На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики большое множество. Все зависит от вашего с детьми энтузиазма и желания.
Играйте вместе, играйте с удовольствием!
Подведем итоги:
дыхательная гимнастика для детей помогает детскому организму повысить иммунитет к простудным заболеваниям и улучшить его состояние в целом. Также ребенок учится правильно дышать носом, а это очень важно для полноценного физического и речевого развития.
Желаю вам весёлых и интересных занятий и крепкого здоровья!
ВНИМАНИЕ! При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.
Рекомендуется, такие игры ограничивать во времени и чередовать с другими упражнениями.