Мария Токарева
Практические приемы помощи ребенку с ОВЗ в налаживании контактов со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Практические приемы помощи ребенку с ОВЗ в налаживании контактов со сверстниками»
Второй год я работаю в группе комбинированной направленности. В сентябре прошлого года в нашу группу пришел мальчик с ОВЗ. Диагноз стоит серьезный – и то, что и ему и нам будет сложно – это понятно. Наша задача – максимально помочь ребенку и родителям. Еще летом, когда стало известно о его переводе, специалистами детского сада, совместно с нами, воспитателями группы была составлена адаптированная программа, реализация которой осуществляется и сегодня.
Публикация «Практические приемы помощи ребенку с ОВЗ в налаживании контактов со сверстниками» размещена в разделах
Первое время ребенку было сложно уживаться рядом с такими «взрослыми» детьми. Старше других на полгода, а вот умения налаживать контакты, договариваться, играть вместе почти нет. Само желание играть с другими детьми у мальчика было, но не получалось. Отберет у других игрушки, спрячет в свой шкаф, снимет с головы другого ребенка кепку, выбросит, и не поймет, почему на него жалуются. Ругать бессмысленно, об этом специалисты предупредили заранее. Для социализации ребенка было необходимо научить способам общения. Объяснив детям, что он еще просто маленький и не умеет еще дружить как они, просили быть более терпимыми и по возможности брать в игру. Тут еще проблема в том, что, не всегда понимая правила игры, он их невольно нарушал и игра не клеилась. Одно из решений пришло само по себе. Об этом дальше.
С момента прихода ребенка в группу началась работа и с мамой мальчика. Семья неполная, но дружная. Растет старшая сестричка – школьница. Мама много сил и внимания уделяет детям. Не желая мириться с диагнозами врачей, мама верит, что общими усилиями мы поможем ребенку. Осенью она принесла использованные рабочие тетради на печатной основе, оставшиеся после учебы дочери в начальной школе, предположив, что они могут нам пригодиться в работе. Детям действительно очень понравилось листать странички настоящих школьных тетрадей, рассматривать, кажущиеся иероглифами, завитки письменных букв. Наш воспитанник оказался в центре внимания, все спрашивали разрешения посмотреть тетради его сестрички. В тетрадях по окружающему миру, кубановедению было много рисунков – качественных, цветных, реалистичных. И как-то сама собой пришла идея – а не сделать ли нам красивые аппликации на самые разные темы. Клей, ножницы, бумага, акварель – этого хватает, а больше ничего и не нужно. Ребята заинтересовались. Стали выбирать картинки, объединенные одной темой – «Животные жарких стран». Вырезали, закрепляя умение работать ножницами, вспоминали названия животных, птиц, растений, хвалясь познаниями. Спрашивали то, что им незнакомо. Пересчитывали, сколько уже картинок приготовили, а сколько еще можно вырезать. Работа с ножницами требует большого внимания со стороны воспитателя, а тем более с ребенком с ОВЗ. Мальчика всегда сажаем рядом с собой. Он очень ласковый и гордится тем, что его окружают вниманием. Вырезать картинку строго по контуру – задача для нашего воспитанника непосильная, поэтому обводим картинку в круг или квадрат, он вырезает, а затем предлагаем ему попросить кого-то из друзей помочь вырезать картинку. Мы с ним, да и со всеми детьми, много беседуем по картинкам, классифицируя их по различным признакам. Располагая вырезанные картинки на бумаге, предполагая, что именно и где будем наклеивать, упражняем детей в ориентировке на листе бумаги. Задач можно решить великое множество, самое главное, что поддерживается высокий интерес детей. Коллективный труд всегда сближает, а нам необходимо было научить мальчика дружить. Работая рядом с другими детьми, воодушевленный общим замыслом, он перестал затрагивать ребят (задевать, они стали терпимее к нему относиться. Подключились и другие родители. У нас теперь большие запасы разных картинок, это и страницы старых детских книг, и глянцевые детские журналы, и книжки-раскраски и даже распечатанные на принтере изображения. Новыми картинками мы дополняем ранее изготовленные аппликации, если они подходят по теме, или изготавливаем новые.
Конечно, это не ежедневная работа, но этого и не требуется, так как пропадет интерес у детей. А примерно раз в месяц, мы находим время во второй половине дня. Причем инициаторами являются дети. Изготовленные аппликации храним в уголке изо-деятельности, дети с удовольствием берут их для игры, повторяя и закрепляя свои знания в свободной (самостоятельной) деятельности. Предполагают, какими еще изображениями можно было бы дополнить аппликации.