Галина Слесарева
Познавательное развитие дошкольников через реализацию исследовательского проекта «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Познавательное развитие дошкольников
через реализацию исследовательского проекта «Цветы»
Воспитатель Г. Н. Слесарева
1.«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
Публикация «Познавательное развитие дошкольников через реализацию исследовательского проекта „Цветы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать, становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
2. ФГОС ДО выдвигает требований к познавательно-исследовательской деятельности такие как:
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
3. Задача педагогов ДОУ не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
4. Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются, и совершенствуются в познавательно -исследовательской деятельности.
5. Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и сверстниками, помочь детям устранять появляющиеся трудности, стимулировать природную потребность ребенка к новизне, научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы.
Много вопросов возникает по мере работы с детьми в этой области.
Изучая научно-педагогическую литературу, узнаём, что существуют множество форм и методов работы по экспериментально-исследовательской деятельности, так как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Поэтому экспериментированием можно заниматься в непосредственно образовательной деятельности:
беседы познавательно-эвристического характера;
лабораторные работы;
В повседневной деятельности:
- наблюдения за явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- совместное творчество детей и родителей (мини выставки).
В работе с детьми я использую проектную деятельность. Именно она помогает в полной мере удовлетворить запросы детей их любопытство.
6. В реализации проекта дети занимаются творческим процессом, исследованием, получают новый продукт, новые знания.
Например, при реализации проекта «Цветы» Основным этапом было:
1. Познакомить детей с разновидностью цветов (какие бывают цветы луковичные, однолетние, многолетние, способах размножения.
(с помощью черенков, луковиц, семян, деление корней).
Затем дети стали задавать вопросы: а в какую землю нужно посадить, а много ли нужно лить воды, а как часто мы будем рыхлить землю и поливать, нужны ли удобрения для цветов.
На все эти вопросы дети получали сами ответы проводя свои исследования.
Они подготовили почву для своих цветов, оградили от лишнего света одни растения, а для других выбрали более открытый поток солнечного света. Дети сами увидели, что свет необходим для растений, без света растение может погибнуть.
Созданный цветник на подоконнике ребят не остановил, они предложили высадить свои выращенные цветы на участке и продолжить свой исследования. Теперь ребята сами предлагали, где посадить тот или иной цветок, когда его полить и взрыхлить землю, дети понимали, что просто так цветы рвать нельзя, они знали, как непросто это растение появилась на этой клумбе.
И чтобы подвести итог нашей работы я предложила родителям совместно с детьми изготовить гербарий нашей клумбы, здесь ребята постарались, они сами выкапывали сушили и промывали растения, а родители закрепляли и делали надписи. Детям очень понравилось наше исследование.
Родители являются моими помощниками. Помогают в подготовке материалов для опытов и экспериментов, создают мини-выставки.
Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, провожу анкетирование, оформляю наглядно-информационные родительские уголки.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».