ольга мурзаева
Познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни путем использования разнообразных дидактических средств
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.
Публикация «Познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни путем использования разнообразных дидактических средств» размещена в разделах
- Младшая группа
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с разновидностями свойств : цветом, формой, величиной, характеристиками пространства и т. д. Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, осваивает приемы активного познания свойств предмета. Ребенок познает свойства и отношения между предметами, а это все сенсорное развитие.
Так как чувственный опыт ребенка является основой для последующего математического развития, дети 3-4 лет сензитивны к развитию наглядно- образного мышления, основой которого являются представления ребенка об окружающем мире.
Дети моей группы затрудняются в определении формы предметов, некоторые дети и цвета, сомневаются в своих ответах, затрудняются в обобщении предметов по цвету, форме и размеру. Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить сенсорные пробелы знаний у детей.
Целью нашей работы станет познание свойств и отношений между предметами детьми 4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств.
В начале работы было проведено обследование овладения умениями и навыками в области «Познание» по методике Верещагиной.
Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, правильность исполнения и самостоятельность при выполнении математического задания.
Всего было обследовано 26 детей: из них 11 - (42%) нормативного развития; 14 – (54%) – с показателями проблем в развитии личности, 1 – (4%) с выраженным несоответствием развития личности ребенка.
Наблюдения за детьми показали, что некоторые дети знают цвет, величину, обобщают предметы по выделенному свойству : все большие, все красные. Но основная масса детей затрудняется в высказываниях и пояснениях, почему ты так сделал. Дети различают 1 и много, считают в пределах от 1 до 5, но некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, а проявляют творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности Жанна П., Ева Е., Кира Р.
На основании результатов обследования особенностей математического развития детей мы поставили перед собой следующую
цель работы: Способствовать познанию детьми свойств и отношений между предметами.
Задачи:
1) Способствовать развитию умения самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, цвет и размер;
2) Развивать перцептивные (обследовательские) действия;
3) Развивать умение детей, обобщать группы предметов по одному свойству;
4) Воспитывать культуру общения в процессе дидактических игр.
На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по математическому развитию в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:
1. Ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.
2. Закрепление знаний и умений детей при математических играх.
3. Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности
Прежде чем начать работу, мы организовали предметно-развивающую среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.
Под обогащенной развивающей средой мы понимаем естественную, уютную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. Ребят окружают игры, развивающие их мысль и приобщающие к умственной деятельности. Это игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы», разрезные картинки, игры, «Геометрическое лото», «Найди в окружающем» и другие.
Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе есть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные, цифры.
В математическом уголке также имеются дидактический материал по работе с блоками Дьенеша, дидактические игры, цвет, форма, подбери по цвету, по форме, но еще есть материал, связанный с решением других задач математического развития. Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры типа пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.
Также замечено, что некоторые дети любят играть в «Чудесный мешочек». Соня А. и Кира Г. берут мешочек, Кира держит, прячет фигурки, Соня на ощупь узнает и вытаскивает геометрические фигурки. Детям это нравится, они повторяют это неоднократно и замечена особенность, проигрывают именно те игры, которые ими были показаны на занятии.
После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы – ознакомлению детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.
Была поставлена задача развития у детей интереса к математическому материалу, дидактическим играм и желание действовать с ними.
В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием считаем логические блоки, разработанные психологом и математиком Дьенешем.
Вначале мы познакомили их с игрой «Угадай цвет, форму, величину» (выделение и название отдельных свойств блоков). Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего («красный», «желтый», «синий») дети поднимают блоки названного цвета. Использовали игровые ситуации, «разложили цветы по клумбам», «печенье по столам», «листья по деревья» и тд. Положили по цвету, потом по форме. Затем перешли к игре «Давай познакомимся» (выделение и название объема свойств). Дети встают в круг (или парами) у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем его свойств.
Задачей второго этапа стало закрепление знаний детей о свойствах предметов : цвете, форме, величине.
Мы использовали следующие игры :
* «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию, выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, мы стали их подводить к обобщению по двум свойствам и предложили ряд игр подобных названым играм, в которых предметы группируются по двум свойствам.
* В игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие.
Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.
Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. Наблюдая за детьми мы отметили, что они часто разыгрывают игры, предложенные педагогом в повседневной жизни в окружающей обстановке игры, определяли свойства и качества.
В результате проведенной работы, мы заметили, что дети стали больше играть, используя свойства предметов. В их речи появилось больше прилагательных. При описании предмета, они не просто называли отдельные его части, но и называли свойства : цвет, форму, величину.
Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного решения поставленных задач по математическому развитию.
В работе с родителями мы используем следующие формы :
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература.
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.
Для анализа нашей работы в мае 2012 года была проведена промежуточное обследование развития интегративного качества «Познание». В результате анализа наблюдений за детьми выявлено : 17 детей (65%) имеют нормативный уровень математического развития; 9 детей (35 %) имеют показатели проблем в развитии.
Как видно, произошла яркая положительная динамика в математическом развитии детей, причем изменения произошли у каждого ребенка, либо он перешел с одного уровня на другой, либо произошли качественные изменения внутри одного уровня.
То есть результатами нашей работы стали:
1. повышение уровня математического развития каждого ребенка;
2. развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур;
В результате проделанной работы мы увидели, что дети с удовольствием познают свойства предметов, находят отношения между предметами, а это и было целью нашей работы.