Юлия Зинченко
Особенности использования метода проектов в дошкольной практике
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире это все черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования зависят от характеристик объекта, к которому он направлен.
Публикация «Особенности использования метода проектов в дошкольной практике» размещена в разделах
Познавательный интерес - сложное личностное образование, представлен взаимосвязанными между собой эмоциональными, интеллектуальными, регулятивными и творческими процессами, степень проявления которых определяется особенностями информации (новизна, сложность) и характером деятельности (проблемность, практическая направленность).
Одним из важных этапов развития познавательной активности является детское экспериментирование.
Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помогать детям, обнаружить проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, «втянуть» детей в совместный проект, дать им возможность самим изучать, отрабатывать нужные материалы.
Так что же такое ПРОЕКТ?
Проект – это 5 «П» :
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
И как правило проект заканчивается каким либо продуктом ( Например: макет Если это ПДД, книга, танец, сказка, постановку сказки, книжки малышки, овощи и цветы выращенные детьми и т. д.) В одном из проектов было мыло собственного производства.
Стимуляция любознательности ребенка. В работе желательно использовать оригинальные игрушки и современные материалы и оборудование, которые могут вызвать интерес. Педагогу нужно стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. То есть если дети поставили цели и задачи, то их стоит обязательно воплотить, так как познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать именно свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель.
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов :
- исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
Значимы и следующие виды проектов, в том числе:
- комплексные, например «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые, например «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- групповые, например «Познай себя», «Подводный мир»;
- индивидуальные, например «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука». «Мыловарение»
По продолжительности они бывают:
- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
- средней продолжительности (2-3 месяца);
- долгосрочные.
Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым участвовать и учиться вместе с детьми, испытывать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.
Спасибо за внимание!