Наталья Копылова
Повышение эффективности эдоровьесберегающей деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение эффективности эдоровьесберегающей деятельности в ДОУ
Основной задачей дошкольного учреждения на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Строится она с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.
Публикация «Повышение эффективности эдоровьесберегающей деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Оздоровительное направление в работе нашего детского сада является приоритетным. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы в детском саду. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет. К работе привлечены специалисты: инструктор по физической культуре, педагог - психолог, учитель-логопед, старшая медсестра.
Но, несколько лет назад, практически половина семей воспитанников не были ориентированы на здоровый образ жизни, не являлись союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей. Для улучшения положения необходима была грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям, использующая адекватные технологии развития и воспитания и способствующая усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Коллектив детского сада стремится к поднятию качества дошкольного образования, через обновление содержания, введение современных комплексных и дополнительных программ. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения и укрепления здоровья ребенка, педагоги обеспечивают оптимальный двигательный режим. Отводится достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий, создана такая система работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни
Возникла необходимость определения стратегических перспектив, механизмов, и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьсберегающего процесса, обеспечение его управляемости. Управление строится на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях ДОУ.
Выстраивание алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, приводит к формированию индивидуального стиля здорового поведения.
Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в детском саду ведется на протяжении нескольких лет.
Создана базовая оздоровительная программа, которая по сути дела стала образовательным стандартом в здоровьеориентированной деятельности ДОУ.
Разработаны алгоритмы здоровьеориентированной деятельности и механизмы ее регулирования. Определены перспективы, механизмы, оздоровительной деятельности, индивидуальные, групповые, на уровне ДОУ, уровне социума. .
Немаловажное значение имеет информационно-аналитическое направление, включающее информацию о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей, анализ профессионального потенциала педагогов.
Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Эффективность здоровьеориентированной деятельности предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, умение и желание семьи осуществлять здоровый стиль поведения, а также крепкое здоровье и полноценное физическое и психическое развитие воспитанников дошкольного учреждения.
Это достигается работой по двум взаимосвязанным направлениям — здоровьесберегающему и здоровьеформирующему. К работе по оздоровлению детей привлекаются все службы детского сада:
информационно-аналитическая, служба мониторинга: формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей; мотивационно – целевая: применение методов стимулирования новшеств;
планово-прогностическая: участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы, выделение показателей достижения целей; контрольно-диагностическая: нацеленность системы контроля на конечный результат, использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления.
Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ ведутся путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Создание надежной системы управления процессами здоровьесбережения гарантирует возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения.
Для повышения компетентности педагогов в вопросах сохранения, укрепления и оздоровления работа ведется планово и в системе: проводятся педагогические советы, семинары, семинары – практикумы, консультации, открытые мероприятия по просмотру режимных процессов, мастер - классы. Благодаря сплоченному коллективу единомышленников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей заболеваемость детей в детском саду год от года снижается.
Успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей, обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Культура здоровья определялась на основании разработанных критериев по направлениям: знания о себе, своем организме, знания о здоровье (что полезно, что вредно, практические навыки по здоровьесбережению, безопасное поведение. Здесь нужно отметить, что показатели знаний детей о здоровье (что полезно, что вредно) - 78%.
Оценка развития двигательных навыков и физических качеств показала, что 73% детей имеют уровень развития физических качеств согласно возрасту.
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности
для здоровья и развития ребенка.