Лариса Касаткина
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце 19 начале 20 века, когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились им помочь.
Темочки:
Вторая половина 19 века – это эпоха возникновения первых детских садов в России. Но дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.
В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет. С этой целью проводятся выставки, создаются клубы и кружки для родителей, издаются работы известных русских и зарубежных педагогов. Интерес к проблемам дошкольного воспитания был обоюдным: и со стороны общественности, и со стороны родителей. Взаимодействие носило субъект – субъектный характер.
После революции ситуация изменилась. Произошел бурный рост детских садов. Встал вопрос об активном вовлечении женщин в систему производства. От сотрудничества и диалога произошел переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет: семья не может самостоятельно решить задачи воспитания нового человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным. Главной целью педагога было научить, просветить родителей – строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания – детского сада. Основными формами взаимодействия являлись собрания с односторонней активностью со стороны педагога. Педагоги являлись главными носителями и передатчиками знаний, воздействовали на родителей своим авторитетом. Навязывали им свои знания не потому, что был запрос, а в соответствии с собственным решением. Поэтому частыми являлись посещения семей на дому, подробный родительский всеобуч и прочие мероприятия. Проводились формальные родительские собрания с безликой и многим ненужной информацией.
В конце 20 начале 21 века ситуация изменилась. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Детство как самоценный период в детском саду заменилось натаскиванием к школе. Многие родители, приводившие ребенка в детский сад, были более образованы и социально успешны, в отличие от педагогов. И тогда воспитатель, привыкший к собственному авторитету, стал получать резко негативный отклик со стороны родителей. Стало ясно, что такие отношения наносят больше вреда, чем какой-либо пользы. Начался поиск новых форм взаимодействия с целью оказания родительской помощи.
С 2012 года начался современный этап взаимодействия семейного и общественного воспитания. Это закреплено в нормативных документах: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Сразу отпадает вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей – детский сад или семья. Преимущественное право на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.
Однако, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Семья нуждается в серьезной планомерной помощи в воспитании детей. Родителей не надо поучать. Их надо сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике.
Каждый педагог понимает, что взаимопонимание и взаимодействие с родителями воспитанников редко возникает сразу. Это долгий процесс. Кроме того, многие родители считают, что многие моменты в воспитании ребёнка – задача воспитателя, аргументируя это тем, что у педагогов ДОО педагогическое образование.
В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «. образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это - совместная цель родителей и педагогов. Дополняя друг друга, сотрудничая, они имеют возможность создать максимально бла-гоприятные условия для всестороннего развития ребенка.
Сегодня происходит смена форм взаимодействия педагогов и родителей. В чем это заключается? В настоящее время родители включены в общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию своего ребенка. То есть педагог и родитель – партнеры.
В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Педагог - прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием родительской компетентности.
Родительская компетентность - это сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.
Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Сегодня следует говорить о таком взаимодействии, основными принципами которого являются: взаимоуважение; готовность общаться; единство целей; совместные усилия; сотрудничество в воспитании ребенка.
Педагог – профессионал, поэтому он выступает инициатором взаимодействия с родителями. Педагог использует различные пути во-влечения родителей в жизнь ребенка в ДОО, обогащает представления родителей о возрастных особенностях детей, методах и приемах воспитания. Именно педагог инициирует диалог в построении индивидуальной линии развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.
Родитель - не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Но помочь родителям осознать себя родителями, научиться понимать собственного ребенка - профессиональный долг каждого педагога.
Главный секрет педагога - уважение и принятие родителей. Важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения.
На современном этапе, помимо традиционных форм взаимодействия, очень важно включать родителей в жизнь ребенка в детском саду.
Педагоги нашего детского сада умело вовлекают родителей в образовательный процесс. Родители принимают участие в разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. В свою очередь педагоги обсуждаю с родителями вопросы, связанные с реализацией Программы.
Актуальным на сегодняшний день является совместная деятельность детей с родителями. Совместная деятельность способствует сближению родителей и детей, позволяет компенсировать недостаток общения между ними.
Семинары, родительские собрания, несомненно, дают много ин-формации о воспитании ребенка. Но родителям важно почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывают педагоги, работают на практике. Поэтому педагоги нашего детского сада организуют практикумы, мастер - классы в которых родители принимают участие совместно с детьми.
Задача педагогов – помочь родителям сформировать рефлексивную позицию: увидеть свои достоинства и недостатки как родителя, понять, какие воспитательные приемы эффективнее применять в той или иной ситуации.
Таким образом, через традиционные и инновационные формы взаимодействия педагог выстраивает партнерские отношения с родителями, помогает им воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания.