Папки-передвижки

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС

Лариса Касаткина
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце 19 начале 20 века, когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились им помочь.

Темочки:

Вторая половина 19 века – это эпоха возникновения первых детских садов в России. Но дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.

В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет. С этой целью проводятся выставки, создаются клубы и кружки для родителей, издаются работы известных русских и зарубежных педагогов. Интерес к проблемам дошкольного воспитания был обоюдным: и со стороны общественности, и со стороны родителей. Взаимодействие носило субъект – субъектный характер.

После революции ситуация изменилась. Произошел бурный рост детских садов. Встал вопрос об активном вовлечении женщин в систему производства. От сотрудничества и диалога произошел переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет: семья не может самостоятельно решить задачи воспитания нового человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным. Главной целью педагога было научить, просветить родителей – строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания – детского сада. Основными формами взаимодействия являлись собрания с односторонней активностью со стороны педагога. Педагоги являлись главными носителями и передатчиками знаний, воздействовали на родителей своим авторитетом. Навязывали им свои знания не потому, что был запрос, а в соответствии с собственным решением. Поэтому частыми являлись посещения семей на дому, подробный родительский всеобуч и прочие мероприятия. Проводились формальные родительские собрания с безликой и многим ненужной информацией.

В конце 20 начале 21 века ситуация изменилась. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Детство как самоценный период в детском саду заменилось натаскиванием к школе. Многие родители, приводившие ребенка в детский сад, были более образованы и социально успешны, в отличие от педагогов. И тогда воспитатель, привыкший к собственному авторитету, стал получать резко негативный отклик со стороны родителей. Стало ясно, что такие отношения наносят больше вреда, чем какой-либо пользы. Начался поиск новых форм взаимодействия с целью оказания родительской помощи.

С 2012 года начался современный этап взаимодействия семейного и общественного воспитания. Это закреплено в нормативных документах: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Сразу отпадает вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей – детский сад или семья. Преимущественное право на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.

Однако, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Семья нуждается в серьезной планомерной помощи в воспитании детей. Родителей не надо поучать. Их надо сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике.

Каждый педагог понимает, что взаимопонимание и взаимодействие с родителями воспитанников редко возникает сразу. Это долгий процесс. Кроме того, многие родители считают, что многие моменты в воспитании ребёнка – задача воспитателя, аргументируя это тем, что у педагогов ДОО педагогическое образование.

В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «. образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это - совместная цель родителей и педагогов. Дополняя друг друга, сотрудничая, они имеют возможность создать максимально бла-гоприятные условия для всестороннего развития ребенка.

Сегодня происходит смена форм взаимодействия педагогов и родителей. В чем это заключается? В настоящее время родители включены в общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию своего ребенка. То есть педагог и родитель – партнеры.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Педагог - прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием родительской компетентности.

Родительская компетентность - это сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Сегодня следует говорить о таком взаимодействии, основными принципами которого являются: взаимоуважение; готовность общаться; единство целей; совместные усилия; сотрудничество в воспитании ребенка.

Педагог – профессионал, поэтому он выступает инициатором взаимодействия с родителями. Педагог использует различные пути во-влечения родителей в жизнь ребенка в ДОО, обогащает представления родителей о возрастных особенностях детей, методах и приемах воспитания. Именно педагог инициирует диалог в построении индивидуальной линии развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Родитель - не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Но помочь родителям осознать себя родителями, научиться понимать собственного ребенка - профессиональный долг каждого педагога.

Главный секрет педагога - уважение и принятие родителей. Важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения.

На современном этапе, помимо традиционных форм взаимодействия, очень важно включать родителей в жизнь ребенка в детском саду.

Педагоги нашего детского сада умело вовлекают родителей в образовательный процесс. Родители принимают участие в разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. В свою очередь педагоги обсуждаю с родителями вопросы, связанные с реализацией Программы.

Актуальным на сегодняшний день является совместная деятельность детей с родителями. Совместная деятельность способствует сближению родителей и детей, позволяет компенсировать недостаток общения между ними.

Семинары, родительские собрания, несомненно, дают много ин-формации о воспитании ребенка. Но родителям важно почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывают педагоги, работают на практике. Поэтому педагоги нашего детского сада организуют практикумы, мастер - классы в которых родители принимают участие совместно с детьми.

Задача педагогов – помочь родителям сформировать рефлексивную позицию: увидеть свои достоинства и недостатки как родителя, понять, какие воспитательные приемы эффективнее применять в той или иной ситуации.

Таким образом, через традиционные и инновационные формы взаимодействия педагог выстраивает партнерские отношения с родителями, помогает им воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Фотоотчет о детско-родительской выставке «Светлая Пасха»Фотоотчет о детско-родительской выставке «Светлая Пасха» Пасха – один из самых ярких, красивых и радостных праздников. Это самый значительный православный праздник. Каждый год накануне праздника.

Фотоотчёт детско-родительской встречи «В гостях у Мячикова!»Фотоотчёт детско-родительской встречи «В гостях у Мячикова!» Детско - родительская встреча «В гостях у Мячикова» (с детьми средней группы) Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия в.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для родителей «Законы родительской истины» ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг! 2. Не унижайте своего ребенка.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Касаткина (УИ 115718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД