Анна Мазутова
Повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по речевому развитию воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации представлены в работах Б. С. Гершунского, О. Е. Докучаевой, Л. И. Звавич, Т. Г. Калугиной, В. А. Караковского, А. Е. Капто, А. В. Лоренсова, А. Н. Лоншаковой, Д. Ш. Матроса, Л. И. Маркушевой, А. М. Моисеева, И. В. Павловой, М. М. Поташника, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова и др.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по речевому развитию воспитанников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е. С. Рапацевич
«Педагогика. Большая современная энциклопедия»)
В течение учебного года проводился мониторинг методической работы. Проводился мониторинг профессиональной деятельности педагогов. Использовались следующие методы: анкетирование педагогов для выявления самооценки, анализ планирования, организации деятельности, выявление затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в вопросах организации работы по детским видам деятельности высокая. Ниже балл в двигательной деятельности и деятельности общения, что подтверждает неуверенность педагогов по данным видах деятельности.
Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы воспитателей по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость продолжения работы по данным вопросам.
Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Качество методической работы, определяется единством профессиональных знаний и практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов МАДОУ.
Методическая работа в МАДОУ должна охватывать всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей, создавая условия для повышения качества образования и осуществляться в разнообразных формах и методах работы.
Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников
Задачи:
Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам речевого развития детей;
Определить содержание методической работы с педагогами и родителями по данному направлению.
Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию воспитанников : уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми. Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения непрерывного, гармонического развития детей.
Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей по письменного согласию родителей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в состав входит:
* Обследование особенностей речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой по письменному согласию родителей.
* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
* Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.
* Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи работы
Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на группы: начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития, перспективные планы специалистов)
* Выбор направлений самообразования педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
1. Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.
2. Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями:
• Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
• папки – передвижки;
• изготовление тематических альбомов;
• анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
• совместные досуговые мероприятия;
• открытые просмотры;
• анкетирование;
• групповые собрания;
• дни открытых дверей.
• Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания работников.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами : от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей является опыт некоторых воспитателей, представленный на районных методических объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей. Творческие находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского, регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.