Папки-передвижки

Построение экологической развивающей среды в ДОУ

Калышева Анастасия
Построение экологической развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Важным компонентом системы экологического воспитания в детском саду является правильно построенная эколого-развивающая среда детского сада.

Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

Публикация «Построение экологической развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

оздоровлению ребенка;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно-развивающей среды групп в нашем детском саду включает в себя следующие компоненты: уголок природы, исследовательский уголок, центр дидактических игр, уголок книги, фенологический уголок, огород на окне.

На территории детского сада расположены цветники и клумбы, уголки леса, поля, сада, лекарственных растений, огород.

метеостанция

птичья столовая.

Рассмотрим все компоненты более подробно.

уголок природы

Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года.

Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей. Чем дети старше, тем предметно-развивающая среда становится более насыщенной.

Все виды растений, находящиеся в уголках отвечают требованиям безопасности и возрастным особенностям.

В младших группах присутствуют 3-4 вида растений, которые можно продемонстрировать детям для сравнения: с разной листовой пластинкой (с крупными и гладкими листьями, с мелкими листьями, с опущенными листьями);

с различным способом полива;

с разной формой и величиной стебля (стебель толстый и тонкий);

В уголке природы средней группы присутствуют и цветущие растения (фиалка, герань)

В старших группах дошкольного возраста есть растения с разными стеблями (стелющиеся, древовидные)

- с различным расположение листьев (очередное, супративно-парное.

В подготовительной группе растения добавляют:

-по приспособлению к разным условиям;

-по способу размножения (семенами, луковицами, клубнями, деление куста и усами)

-лекарственные растения;

Все растения в группах подписаны и на каждом обозначены символами особенности ухода (например, если растение любит влагу – на горшке нарисованы 3 капельки; если растение не нуждается в ежедневном поливе, нарисована 1 капелька; если растения необходимо много света, то оно обозначено символом – солнышко и т. д.)

Также в центрах средней, старшей и подготовительной групп размещен алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме

(символы, значки, рисунки).

Для ухода за растениями присутствует оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочки для рыхления

исследовательский уголок

Исследовательский уголок включает в себя картотеку опытов согласно возрасту детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников. Так в группах созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и экспериментировать:

• со льдом, водой, снегом;

• магнитом, стеклом, резиной;

• с землей, глиной, песком;

• проращивание семян

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

центр дидактических игр

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото», д/и «Чьи уши?» «Живая и не живая природа»и другие.

уголок книги

В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых,рыб и морских жителей, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

фенологический уголок

Фенологический уголок – уголок, в котором содержатся временные объекты, фиксируются периодические явления в жизни растений при определенных условиях.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях (выращивание лука с закрытой корневой системой – в земле; выращивание лука с открытой корневой системой – в баночке с водой, а так же при солнечном освещении или без освещения, закрывая луковицу в баночке картонным конусом, защищающего растение от солнечного света).

Осенью в фенологическом уголке природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы). Во второй половине января в банки с водой помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).

Огород на окне в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.

В средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея.

В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как

зеленые (укроп, салат, щавель и другие,

луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый,

капустные (капуста белокочанная, краснокочанная,

плодовые (огурец, томат, перец,

корнеплоды (морковь, редис, свёкла)

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда территории детского сада, в создании которой активное участие принимают сотрудники детского сада и родители воспитанников.

Зеленые насаждения на территории детского сада служат не только красивым декором, они предоставляют богатейший познавательный материал, позволяют эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями в цветниках и клумбах, уголках леса, поля, сада, лекарственных растений, огорода.

Уголки поля, сада, огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными плодово-овощными и полевыми культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.

Так же на территории нашего детского сада находится «Сельский дворик» это специально созданный объект с малыми фигурами домашних животных и птиц

-фигуры домашних животных (лошадка, поросята, коза, корова)

-фигуры домашних птиц (курица, петух, утка и гусь)

Посещая «Сельский дворик» дети закрепляют названия домашних животных и их детенышей, учатся отличать одно животное от другого, при посещении Сельского дворика мы каждый раз проговариваем где и как содержатся животные, чем питаются. И конечно воспитывать любовь к домашним животным.

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра, движение облаков).Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.

Птичья столовая

По наступлению зимы зимующие птицы нуждаются в помощи в это время в нашем детском саду начинает работать Птичья столовая. После установки кормушек у детей появляется возможность покормить прилетающих туда птиц, наблюдать за ними, а также можно проследить особенности поведения птиц и их питания. Ну и конечно после посещения птичьей столовой у детей формируются добрые чувства, интерес и любовь к птицам.

Такие компоненты предметно-развивающей среды позволяет успешно осуществлять в нашем детском саду экологическое образование наших воспитанников!

.

Публикации по теме:

Анализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участкеАнализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участке Я работаю в старшей коррекционной группе детского сада Нижнего Новгорода. В данной группе представлены следующие растения: - фиалки, кливия,.

Обогащение развивающей средыОбогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОСПостроение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Построение предметно-развивающей среды в средней группеПостроение предметно-развивающей среды в средней группе Для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства группы, я создала пространственную развивающую среду в соответствии.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Технология развивающей среды в ДОУТехнология развивающей среды в ДОУ   Технология развивающей среды в ДОУ  Смоленская область город Ярцево  МБДОУ №14 Воспитатель Арутюнян Л. А. «игра – это огромное светлое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение экологической развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 8 января 2023 в 15:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Построение экологической развивающей среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Калышева Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД