Калышева Анастасия
Построение экологической развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Важным компонентом системы экологического воспитания в детском саду является правильно построенная эколого-развивающая среда детского сада.
Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
Публикация «Построение экологической развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию;
оздоровлению ребенка;
формированию нравственных качеств;
формированию экологически грамотного поведения;
экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды групп в нашем детском саду включает в себя следующие компоненты: уголок природы, исследовательский уголок, центр дидактических игр, уголок книги, фенологический уголок, огород на окне.
На территории детского сада расположены цветники и клумбы, уголки леса, поля, сада, лекарственных растений, огород.
метеостанция
птичья столовая.
Рассмотрим все компоненты более подробно.
уголок природы
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года.
Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей. Чем дети старше, тем предметно-развивающая среда становится более насыщенной.
Все виды растений, находящиеся в уголках отвечают требованиям безопасности и возрастным особенностям.
В младших группах присутствуют 3-4 вида растений, которые можно продемонстрировать детям для сравнения: с разной листовой пластинкой (с крупными и гладкими листьями, с мелкими листьями, с опущенными листьями);
с различным способом полива;
с разной формой и величиной стебля (стебель толстый и тонкий);
В уголке природы средней группы присутствуют и цветущие растения (фиалка, герань)
В старших группах дошкольного возраста есть растения с разными стеблями (стелющиеся, древовидные)
- с различным расположение листьев (очередное, супративно-парное.
В подготовительной группе растения добавляют:
-по приспособлению к разным условиям;
-по способу размножения (семенами, луковицами, клубнями, деление куста и усами)
-лекарственные растения;
Все растения в группах подписаны и на каждом обозначены символами особенности ухода (например, если растение любит влагу – на горшке нарисованы 3 капельки; если растение не нуждается в ежедневном поливе, нарисована 1 капелька; если растения необходимо много света, то оно обозначено символом – солнышко и т. д.)
Также в центрах средней, старшей и подготовительной групп размещен алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме
(символы, значки, рисунки).
Для ухода за растениями присутствует оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочки для рыхления
исследовательский уголок
Исследовательский уголок включает в себя картотеку опытов согласно возрасту детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников. Так в группах созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и экспериментировать:
• со льдом, водой, снегом;
• магнитом, стеклом, резиной;
• с землей, глиной, песком;
• проращивание семян
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
центр дидактических игр
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото», д/и «Чьи уши?» «Живая и не живая природа»и другие.
уголок книги
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых,рыб и морских жителей, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
фенологический уголок
Фенологический уголок – уголок, в котором содержатся временные объекты, фиксируются периодические явления в жизни растений при определенных условиях.
Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях (выращивание лука с закрытой корневой системой – в земле; выращивание лука с открытой корневой системой – в баночке с водой, а так же при солнечном освещении или без освещения, закрывая луковицу в баночке картонным конусом, защищающего растение от солнечного света).
Осенью в фенологическом уголке природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы). Во второй половине января в банки с водой помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).
Огород на окне в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.
В средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея.
В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как
зеленые (укроп, салат, щавель и другие,
луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый,
капустные (капуста белокочанная, краснокочанная,
плодовые (огурец, томат, перец,
корнеплоды (морковь, редис, свёкла)
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда территории детского сада, в создании которой активное участие принимают сотрудники детского сада и родители воспитанников.
Зеленые насаждения на территории детского сада служат не только красивым декором, они предоставляют богатейший познавательный материал, позволяют эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями в цветниках и клумбах, уголках леса, поля, сада, лекарственных растений, огорода.
Уголки поля, сада, огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными плодово-овощными и полевыми культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.
Так же на территории нашего детского сада находится «Сельский дворик» это специально созданный объект с малыми фигурами домашних животных и птиц
-фигуры домашних животных (лошадка, поросята, коза, корова)
-фигуры домашних птиц (курица, петух, утка и гусь)
Посещая «Сельский дворик» дети закрепляют названия домашних животных и их детенышей, учатся отличать одно животное от другого, при посещении Сельского дворика мы каждый раз проговариваем где и как содержатся животные, чем питаются. И конечно воспитывать любовь к домашним животным.
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра, движение облаков).Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.
Птичья столовая
По наступлению зимы зимующие птицы нуждаются в помощи в это время в нашем детском саду начинает работать Птичья столовая. После установки кормушек у детей появляется возможность покормить прилетающих туда птиц, наблюдать за ними, а также можно проследить особенности поведения птиц и их питания. Ну и конечно после посещения птичьей столовой у детей формируются добрые чувства, интерес и любовь к птицам.
Такие компоненты предметно-развивающей среды позволяет успешно осуществлять в нашем детском саду экологическое образование наших воспитанников!
.