Юлия Бянкина
«Посиделки». Конспект краеведческого занятия
▼ Скачать + Заказать документы
. Конспект краеведческого занятия
Задачи: Прививать детям любовь к родному краю, его культуре и истории. Обобщать знания детей об уральских росписях. Закреплять умение различать и называть элементы росписей. Развивать чувство цвета, композиции, эстетический вкус.
Материалы и оборудование: 6 столов с разноцветными фишками, 6 кружек и поднос (под кружками – фишки такие же, как у столов, палка деревянная (длиной около 50 см, шарф, клубок ниток, валенок, монетка, таблицы с элементами росписей, гуашь (2 набора, 2 беличьих кисти №4, листы бумаги формата А-4, д/игра «Составь красивую композицию» (уральские росписи).
Публикация «„Посиделки“, Конспект краеведческого занятия» размещена в разделах
Предварительная работа: проведение блока занятий по рисованию по ознакомлению с Обвинской и Урало-Сибирской росписями, краеведению по знакомству с Уралом и его культурой, музыкальному развитию по знакомству с народными Уральскими играми, хороводами и песнями.
Ход занятия.
(В зале полукругом стоят 6 столов, каждый из которых помечен цветным кружком (это цвет стола). На каждом из столов лежат материалы для проведения конкурса. Последовательность конкурсов определяется гаданием).
(Дети разделены на две команды. Есть жюри, которое судит конкурсы, следит за правильностью выполнения заданий и выбирает победителя).
В: Здравствуйте, гости дорогие!
Солнце на небе садится.
Затихают зверь и птица.
Скоротаем вечерок.
Чем же мы займёмся с вами?
Попляшем, поиграем,
Попоём и погадаем.
На Руси очень любили ходить друг к другу в гости, а иногда встречались даже деревнями. На этих встречах (их называли посиделками) люди пели, гадали, играли в интересные игры.
Вот и вас, ребята, сегодня я приглашаю на посиделки.
У меня на столах лежат игры-забавы. Но столов так много, нам с вами трудно будет решить с какого стола начать. Для того чтобы выбрать игру-забаву, мы будем гадать.
Для начала нам нужно узнать, чья команда начнёт гадание первой.
(выходит по одному человеку от команды. Проводится конкурс с палкой). Суть: палка берётся вертикально, по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывается рукой то одного, то другого ребёнка, чья рука окажется на верхнем конце палки, команда того человека начинает первой.
1гадание с чашками.
Суть: на подносе стоит 6 кружек, под ними спрятано 6 цветных фишек. Ребёнок выбирает любую кружку, переворачивает её. Фишка под выбранной кружкой укажет стол с игрой-забавой.
Конкурс
В: Хороша наша сторонка,
Что зовется Лысьвой.
И прославим мы её
Нашей доброй песней
(исполняется песня «О Лысьве»)
2 гадание с шарфом.
Суть: ребенку завязывают газа шарфом. Он кружится вокруг себя с поднятой впереди себя рукой. В любой момент останавливается. На какой стол укажет поднятая рука, та игра-забава разыгрывается.
Конкурс
В: Чиж-чиж-чижичек,
Деревенский мужичек
По дорожке пошел
Молодичку нашел
(русская народная игра «Чиж-чижичек»)
3 гадание с клубком.
Суть: ребенок бросает клубок, разыгрывается тот стол, куда прикатится клубок.
Конкурс
В: Ну-ка, чудо-балалайка,
Плясовую заиграй-ка!
(русская народная плясовая «Ах, вы, сени, мои сени»)
4 гадание с валенком.
Суть: ребенок встает спиной к столам и через голову кидает валенок. Разыгрывается тот стол, на какой укажет носок валенка.
Конкурс
В: В огороде я пройдусь,
Овощам я поклонюсь.
(русская народная игра «Редька»)
5 гадание с монеткой.
Суть: ребенок загадывает сторону монетки (орел или решка) и цвет стола, который будет ей соответствовать. Подбрасывает монетку. Если монетка падает загаданной стороной, то разыгрывается загаданный стол, если же наоборот, то разыгрывается другой оставшийся стол.
Конкурс
В: Уж рябинушку свою
Очень сильно я люблю.
Весной она зеленела,
Летом загорела,
Осенью одела красные кораллы.
(Хоровод «Рябинушка»)
Конкурс (разыгрывается последний стол)
Ребенок читает стихотворение о родном крае.
(дети исполняют «Уральский хоровод»)
В: Звезды светят к нам в окошко.
На печи уснула кошка.
Расходиться нам пора,
До свидания, детвора!
(Ведущий угощает детей конфетами «Уральские»)
Конкурсы:
1. «Загадки Уральских Росписей».
Командам по очереди задаются вопросы. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
Вопросы для первой команды:
- Откуда народные умельцы брали узоры для росписей?
- Почему Обвинская роспись носит такое название?
- Что расписывали народные мастера?
Вопросы для второй команды:
- Почему росписи получаются яркими?
- Какой элемент в Обвинской росписи служил оберегом от злых духов?
- В чем загадка Урало-Сибирской росписи?
2. «Элементы Уральских росписей».
Назвать как можно больше элементов 1-Урало-Сибирской (2-Обвинской) росписи. Выигрывает команда, которая назовет больше элементов.
3. «Художники Уральских росписей».
Приглашаются по 1 человеку от команды. Они за приготовленными столами расписывают доски или тарелочки узором 1-Обвинской росписью, 2-Урало-Сибирской (в течение 2 конкурсов – 10 мин.). Побеждает тот, кто правильно использовал элементы (не перепутал с другой росписью, соблюдал все законы росписи, чья работа красивее и аккуратнее.
4. «Уральская мозаика».
Приглашаются по 2 человека от команды. На мольбертах приготовлены раскрашенные силуэты досок, в конвертах лежат различные элементы росписей (1-Урало-Сибирской, 2-Обвинской). Детям дается задание составить красивую композицию из предложенных элементов. Выигрывают те, у кого соблюдены законы композиции росписи, композиции интересные.
5. «Разрезные картинки».
Приглашаются по 2 человека от команды. В конвертах лежат разрезные картинки с росписями (1- Обвинской росписью, 2-Урало-Сибирской). Необходимо собрать целую картинку. Выигрывает наиболее быстрый, а также учитывается правильность.
6. «Путаница».
Приглашаются по 2 человека от команды. На полу разбросаны рисунки детей и педагога (Уральские росписи). Нужно выбрать рисунки с нужной росписью (1-Урало-Сибирской, 2-Обвинской).