Софья Григорьева
Консультация для родителей «Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
“Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания”
Для того, чтобы социализация ребёнка прошла успешно, чтобы он развился в полноценную личность, ему необходимо слушаться взрослых и близких ему людей.
С готовностью соблюдать правила и подчиняться требованиям могут не все дети. Взрослым доступны несколько способов контроля поведения ребёнка:
Позитивные способы: похвала, поощрение, модификация поведения, просьба.
Публикация «Консультация для родителей „Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Негативные способы: замечания, окрики, запреты, приказы и наказания.
Какой же из перечисленных способов эффективней и продуктивней? Один из самых демократичных способов воспитания ребёнка - просьба. Однако, просьбы не всегда бывают эффективными, особенно, когда ребёнок ещё слишком маленький. Ведь нет никакого смысла уговаривать малыша не трогать горячий утюг в тот момент, когда его ладонь уже практически прислонилась к раскаленной технике. Без использования запретов и замечаний воспитать ребёнка практически невозможно. Суть замечания заключается в том, чтобы доступно и эффективно пресечь поведение ребёнка, недопустимое в данный момент и дать ему выбор более конструктивных способов выхода из той или иной ситуации. Ребёнок должен услышать в полной мере и принять к действию все те запреты и требования взрослых, чтобы они подействовали на него. Как необходимо преподносить ребенку свои требования и запреты? Семейный психолог, создательница терапии детско-родительских взаимоотношений Шейла Айберг предлагает следующие правила:
1. Все правила (запреты и требования) обязательно должны быть согласованы родителями между собой. Не следует злоупотреблять наказаниями. Хоть они и помогают взрослым добиться желаемого и дисциплинируют ребёнка, наказания могут вызвать негативные эмоции, переживания, гнев или же постоянное подавление гнева внутри себя. В свою очередь такое подавление гнева может вызвать у ребёнка пассивно-агрессивное поведение. Он может начать специально делать что-то “назло” или действовать исподтишка. Это может спровоцировать, во-первых, ухудшение отношений ребёнка с родителями, а во-вторых, постоянное ожидание наказания может повлечь подавление собственной инициативы. Страх самостоятельного принятия решений или нового дела, так как мотивацией станет “избегание неудач, а не “достижение успеха”. Всё это может очень значительно ухудшить его жизнь во взрослом возрасте.
2. Давайте ребёнку короткие, чёткие и понятные ему указания. Ему гораздо легче следовать коротким и точным указаниям, чем огромным требованиям, которые могут казаться ребенку невыполнимыми. Например: сложное - уберись в своей комнате, а короткое и понятное - сложи свои книжки на полку.
3. Не давайте смутных и уклончивых указаний, которые ребёнок может понять по-своему. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными и точными, потому что это позволит ему лучше понять то, чего от него хотят. Например: смутная просьба - веди себя прилично, конкретная - пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование - иди сядь, а конкретное - сядь рядом со мной.
4. Давайте ребенку указания на позитивной волне. Говорите ребенку то, что ему надо делать, а не то, что ему делать не надо. Дети негативно относятся к указаниям, которые начинаются со слов “не надо”, “прекрати”, “перестань”. Например: негативное указание - перестань качаться на стуле, а позитивное “слезь со стула и подойди ко мне”.
5. Давайте ребёнку только те указания, которые он в силах выполнить. Нечестно наказать малыша за то, что у него не получается выполнить ваше требование. Например: невыполнимое требование - нарисуй настоящего медведя, выполнимое - нарисуй любую картинку.
6. Не унижайте ребенка, проявляйте к нему уважение. Не умоляйте, не кричите, произносите все нейтральным и спокойным тоном. Все это делает общение между взрослым и ребёнком более приятным. Указания и требования, данные злым или властным тоном воспринимаются гораздо тяжелее. Например: “сейчас же встань рядом со мной!” На вопрос: “почему нельзя?” - не стоит отвечать “потому что я так сказала”, “нельзя и всё!”, следует коротко объяснить: “уже поздно”, “Это может быть опасно”.
7. Запретов и требований не должно быть очень много. Наличие слишком большого количества ограничений и запретов, которые распространяются на все сферы жизни ребенка, ведут к развитию нерешительности и страху сделать выбор во взрослом возрасте.
8. Не выдвигайте требования, которые могут вступать в яркое противоречие с важнейшими потребностями ребенка. К примеру, взрослые не должны ограничивать потребность в движении или интересы к исследованию окружающего мира только потому, что мы боимся, что ребенок может что-то сломать или разбить. Оптимально будет создать для него безопасные условия действия. Исследовать лужу, пожалуйста, но только в резиновых сапогах. Даже бросать в цель камешки можно, если следить, чтобы при этом никто не пострадал.
Наказывать ребенка можно лишь в самых крайних случаях, используя конструктивные формы наказания:
“Естественное наказание”. Оно заключается в том, что в ситуации непослушания не торопитесь бежать к ребенку и помогать ему. К примеру: если ребенок, сидя за столом, балуется с чашкой чая и все-таки его проливает, не бегите скорее вытирать стол и переодевать баловника. Предложите ему взять тряпку и вытереть пролитое, а затем переодеться самостоятельно. Таким образом, он запомнит, почему с содержимым чашек и тарелок следует обращаться аккуратно. Постепенно, он ребенок самостоятельно научиться устанавливать причинно-следственную связь между своим поступком и его результатом.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. К примеру, если у вас гиперактивный и непоседливый ребенок, то воздействуя на его дисциплину с помощью постоянных замечаний и окриков никак не улучшат поведение малыша, а наоборот, ухудшат его. К такому ребенку надо обращаться мягко и очень спокойно.
Наказание должно быть применено сразу после нарушения дисциплины, а не спустя какое-то время после шалости. Ребенок должен увидеть и оценить результаты своей деятельности сразу же, иначе наказание потеряет смысл и никаких выводов он не сделает.
Наказание ребенка должно быть справедливым. Именно тогда оно может принести настоящую пользу, а самооценка ребенка не пострадает. К примеру, если он разлил воду на пол, потому что хотел помочь маме полить цветы, - это не повод для наказания, а для покупки маленькой лейки. Если же ребенок специально совершает какое-либо действие, которое ему запрещали, то этот случай можно рассматривать, как повод для наказания.
Лучше, наказывая ребенка, лишать его чего-то хорошего, а не делать ему плохо.
Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка, когда:
он болеет;
перед и сразу после сна;
во время еды (ребенок “проглатывает” негативные впечатления, что может привести к развитию психосоматических болезней);
сразу после физической или душевной травмы;
ребенок искренне старается сделать что-либо, но у него не получается;
сам взрослый находится в плохом настроении.
Никогда нельзя применять наказания физического плана, потому что они отрицательно сказываются на становлении личности ребенка, способствуя появлению нежелательных черт характера. Постоянное использование физических наказаний может сломать волю ребенка, превратить его в покорного человека, который не способен принимать собственные решения.
В воспитании ребенка обязательно нужно использовать и похвалу, и поощрение. Многими психологами доказано, что положительное подкрепление деятельности ребенка, гораздо эффективнее отрицательного, потому что оно быстрее формирует поведение, а разумная похвала помогает ребенку стать гораздо увереннее в себе. Положительным подкреплением для ребенка могут быть: внимание и ласка со стороны взрослого, похвала, положительные эмоции, которые ребенок получает, когда выполняет поставленную цель.
Не всякая похвала бывает полезна. Как же необходимо хвалить ребенка?
Не хвалите ребенка за то, что дается ему легко (дано ему природой). Похвала не за старание и достижение, а за сам факт способности не даст ему никакого стимула к дальнейшему развитию.
Всякое поощрение ребенка должно производиться вовремя. Оно не должно быть очень быстрым, так и не должно быть с запозданием. Похвала вовремя дает ребенку силы к концентрации сил, а позднее одобрение не будет иметь должного эффекта.
Очень важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в общем, иначе это может привести к эгоизму и излишне завышенной самооценке. Во взрослом возрасте ребенок может столкнуться с тем, что окружающие не так высоко ценят его, как он сам о себе думает, что может привести к разного вида неврозам. Пример: правильная похвала: “Спасибо, что убрал все игрушки”, а неправильная: “Ты просто молодец”.
Ни в коем случае нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Хваля перед своим ребенком другого, вы навязываете пример поведения и противопоставляете детей друг другу. Это никогда не вызовет желания “брать этот пример” с того, кого хвалят. Детское противопоставление вызовет у них негативизм и даже отказ от деятельности, которая не может гарантировать ему успеха.
Одним из эффективных способов воспитания детей дошкольников является способ модификации поведения. Его суть заключается в том, чтобы за хорошее поведение ребенок получал поощрение, а за плохое - наказание или лишение привилегий.