Сухинина Ирина Владимировна
Консультация для родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей «Помогите ребёнку укрепить здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Помогите ребёнку укрепить здоровье».
Консультация для родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Публикация «Консультация для родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей „Помогите ребёнку укрепить здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственность, социальные условия и др.). К наиболее значимым факторам, определяющим развитие ребёнка, относится семейное воспитание.
Вы, родители, имеете возможность развивать личность ребёнка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знаете лучше, чем кто-либо другой. Именно вы несёте ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, сильными, выносливыми, умными.
Важнейшим условием воспитания здорового ребёнка является двигательная активность. Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит вам, родителям! Достижение высокого уровня двигательной активности ребёнка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельность относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, в лесу.
Вам, родители следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и использование физического оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребёнка, позволяют более полно удовлетворить потребность движения. - Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата.
-Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель способствуют развитию быстроты движений.
-Ходьба по шнуру, палке развивает координацию и ловкость. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажёры, мелкие предметы (палочки, шарики для захвата их пальцами ног, ребристые доски.
- Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, с гимнастической палкой.
- Использование подвижных игр помогает развивать восприятие пространства и времени.
Подбор и размещение физкультурного оборудования создают благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребёнка.
Родители! Вы должны позаботиться о разнообразии физкультурно-игровой среды в домашних условиях. Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность его использования - устойчивость и прочность.
Помните! Забота о физическом развитии должна начинаться с закладывания фундамента – налаживания общего режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движения.
Уважаемые родители! Вовлекайте своих детей в игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, скорости и выносливости!
Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей
Мы никогда не найдем путь в страну здоровья, если не будем закалять организм детей. Закаливание является прекрасным и доступным средством профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.
Не случайно известные исторические личности использовали различные виды закаливания; Лев Толстой с ранней весны до первого снега ходил босиком, академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени, а зимой носил легкую одежду, в проруби купался Крылов, а Пушкин принимал ванны со льдом.
Закаливание- это комплекс методов и приемов целенаправленного повышения функциональных резервов организма, его устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды;
Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям t - воздуха, легко переносит холод и жару, сохраняя при этом бодрость и работоспособность.
Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка, представлять собой комплексную систему воспитательных гигиенических воздействий. Суть закаливания состоит в следующем.
Постепенно изо дня вдень организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнца. Эти природные факторы действуют на кожу и подкожные ткани, содержащие нервные рецепторы, чувствительные ими Холодовым или к тепловым воздействиям.
Первых намного больше. Систематическое закаливание постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит тренировки сосудистого аппарата кожи.
Под влиянием холода просветы сосудов суживаются, за счет чего возрастает кровенаполнение в других отделах сердечно- сосудистой системы.
Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким похолоданиям в окружающей среде.
Закаливание следует начинать, прежде всего, с устранения имеющегося перегревания. В помещении температура - воздуха не должно превышать + 20 с, а воды для умывания +37 с.
Посмотрим, как одеваются наши дети. Зимой, закутанные с головы до ног «заботливыми» руками мам и бабушек, дети наши бывают, похожи на неуклюжих медвежат. Даже весной и летом далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши.
Да и в домашней обстановке дети нередко носят шерстяные вещи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется большая уязвимость растущего организма к охлаждению и последующему простудному заболеванию.
Итак, первое условие эффективного закаливания ребёнка использование не перегревающей одежды.
Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошве стопы имеется значительно больше температурных рецептов, чем на остальных участках кожи. Выявлено на взаимосвязь этих рецептов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и всех внутренних органов. Активным пропагандистом этого метода является известный специалист по лечебной физической культуре профессор СИ. Иванов.
За рубежом широко используется методика немецкого учёного Севанстьяна Кпейппа. Она включает хождение по разным видам почвы.
Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребёнка находиться некоторое время (до 3-5 мин.) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно бегать потраве или по песку. Затем можно разрешать бегать по полу, постепенно увеличивая время (15-20 мин.). Такой метод закаливания успешно использоваться и в режиме детского сада при выполнении упражнений гимнастики и на занятиях по физкультуре.
В быту ребёнка в целях закаливания необходимо искусственно создавать контрастные температуры. Например, когда ребёнок ещё не спит, и согрелся под одеялом, можно его быстро сдёрнуть и через несколько секунд набросить на ребёнка опять. Такая забава нравится и полезна многим.
Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещении является обязательными условиями эффективного пассивного закаливания.
Активное закаливание подразумевает применение специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливание процедур.
Первый принцип - систематичность и последовательность. Закаливание должно проводится ежедневно, и занимать особо место в режиме дня ребёнка. Перерыв быстро приводит к исчезновению эффективности.
Следующий принцип - учёт индивидуальных особенностей ребёнка и состояние его здоровья.
Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями?
На этот вопрос можно ответить утвердительно, однако, методы и приёмы закаливания детей быть более щадящими в период выздоравливания. Во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Любое закаливание должно вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и беспокойство снимают, и то ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.
Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы; Традиционные и нетрадиционные. К первым, наиболее удобным относятся методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более,
чем в 2 раза превышает, токовую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность сердечной сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем.
Именно поэтому так благотворно действуют прогулки на свежем воздухе, о чем замечательно сказал А. С. Пушкин;
-Друзья мои! Возьмите посох свой
Идите в лес, бродите по долине,
И в долгу ночь глубок вам будет сон.
В условиях детского сада можно применять метод контрастных воздушных ванн.
Суть метода;
Все дети засыпают в среднем через 3-7 минут после укладывания. Открывают фрамугу, и температура воздуха в спальне в течение 5-10 минут снижается до +12. Если температура в спальне снижается до +10, фрамугу закрывают на несколько минут и потом открывают, стараясь, все время поддерживать температуру +12.
Для контроля во время сна за температурой воздуха надо следить, иметь в спальне не менее двух термометров, которые подвешиваются в разных местах на уровне кроватей.
С древнейших времен для закаливания используется вода. Она оказывает более сильное оздоровительное действие, чем воздух. Наверное, нет здорового ребенка, которому вода не доставляет радости. Очень хорошо сказал об этом К. Чуковский в знаменитом «Мойдодыре» «Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться». Традиционные методы закаливания водой делятся на местные и общие.
К местным- умывания после сна, мытье рук и ног, игры с водой. Общим - обтирания, обливания, купания. Доказано эффективность обмывания стоп водой снижением температуры, начиная с+30.
Полоскание горла сначала теплой, затем прохладной, впоследствии холодной водой, также дает положительные результаты у детей дошкольного возраста 4-6 лет. Для полоскания можно применять отвары трав зверобоя, шалфея, ромашки, багульника. Это эффективное средство, защищает от заболеваний как ангиновых, аденоидных вегетации.
Итак, если мы хотим видеть детей здоровыми, то должны закаливать их с раннего возраста. В минимум закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребенка в помещение при температуры воздуха не более +18 С, ежедневное
применение контрастных воздушных или водных процедур. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями с первых дней его жизни.
Задача педагога, родителей и медиков в дошкольном учреждении - сделать все возможное для гармонического вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребенка