Вера Кареева
Показ настольного кукольного театра по украинской народной сказке «Хроменькая уточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого мероприятия по формированию художественно - речевой образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Показ настольного кукольного театра» по произведению украинской народной сказки «Хроменькая уточка» и обучение творческому рассказыванию - придумывание нового окончания сказки».
Воспитатель: Кареева Вера Дорофеевна,
МБДОУ детский сад № 17 п. Де-Кастри,
Публикация «Показ настольного кукольного театра по украинской народной сказке „Хроменькая уточка“» размещена в разделах
- Настольный театр
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Утки, утята
- Темочки
Ульчского района, Хабаровского края, 2015г.
Цель: Продолжать создавать условия для развития творческой речевой деятельности детей в процессе эмоционального восприятия украинской народной сказки «Хроменькая уточка».
Задачи: 1. Продолжать развивать интерес детей к лучшим образцам детской художественной литературы, к украинской народной сказке «Хроменькая уточка».
2. Формировать правильное восприятие детьми небольшого и простого по содержанию произведения, участвовать в беседе по содержанию сказки, выслушивать ответы детей, подсказывать слова, более точно отражающие состоянию поступков героев сказки; помогать логично и понятно высказывать свои суждения.
3. Развивать желание детей придумывать небольшое динамичное содержание окончания хорошо знакомой сказки, умение связно, грамотно, выразительно рассказывать их.
4. Продолжать расширять представления детей о явлениях и событиях, не имеющих места в их собственном опыте. Обогащать и активизировать словарь детей.
5. Воспитывать у детей чувства сопереживания героям сказки : дедушке, бабушке, уточке; вызвать желание позаботиться о них.
Обогащение и активизация словаря: хата, пампушки, кума, веретено, прялка, стая, козни, волшебник.
Предварительная работа: Чтение украинской народной сказки «Хроменькая уточка»,-- упрощенный вариант (Приложение 1); беседа по содержанию; рассматривание иллюстраций (Приложение 2). Просмотр мультфильма «Хроменькая уточка» (Приложение 3). Совместная образовательная художественно– эстетическая деятельность педагога и детей на тему: изготовление декораций к настольному театру по сказке : забор из бросовых веток, соединенных между собой пластилином; «кустики» из бросовых веток ольхи, сухих цветов и травки; «деревья березки» из пустых бутылочек из под клея и сухих веток от березы. Лепка детьми грибочков и корзинки для грибочков, вырезывание из бумаги осенних березовых листочков. Изготовдение «клумбы цветов» из отростков комнатных растений и полевых цветов (мимозы). Торжокские игрушки: «Хроменькая уточка», «Девица – красавица». Инсценировка потешки с торжокскими игрушками: «Летели две птички», «Утка, утка дикий гусь». Разучить хоровод «Ай, да березка!»; творческий вариант подвижной игры «Солнышко и дождик», разработанный автором, Кареевой В Д (Приложение 4).
Материал и оборудование: Декорации к кукольному спектаклю (избушка – хата, заборчик, «садик» около домика, игрушки для спектакля «Дедушка и бабушка», Торжокские игрушки «Хроменькая уточка», «Уточка» и «Девица – красавица»; «осенняя березка», сделанная из спортивной стойки для метания мячей. Имитация растительности озера: зеленая травка(2-3вида отростков комнатных растений, цветы «Незабудки»; «гнездышко» из сухой травки, красивые камешки, принесенные детьми с прогулки; Торжокская игрушка «Хроменькая уточка», изготовленная педагогом и детьми, большое зеркало, иллюстрации к сказке «Хроменькая уточка»
1часть: а). Показ настольного кукольного театра по сказке «Хроменькая уточка», беседа по содержанию сказки. (дети на ковре вокруг воспитателя).
а). Вызов – пробуждение имеющихся знаний, пробуждение интереса. Дети, вы знаете кто это? Но кажется, что эта уточка немного грустная? Она рассказала мне очень печальную историю, которая произошла с ее подругой «Хроменькой уточкой» прошлой осенью.
Хотите узнать, какую историю рассказала мне уточка? Тогда устраивайтесь по - удобнее и слушайте и смотрите:
Хроменькая уточка
Украинская народная сказка.
Жили-были дед да баба. Детей у них не было. Говорит дед:
— Пойдём, старая, в лес по грибы!
Пошли. Видит баба — под кустиком гнёздышко, а в гнёздышке уточка.
— Гляди, дед, да это уточка!
Поглядел дед:
— Возьмём её домой! Пусть у нас живёт.
Стали поднимать, видят — лапка у неё переломана. Взяли её тихонько, со всем гнёздышком, принесли домой. Оставили уточку в хате, а сами опять по грибы пошли. А уточка превратилась в «девицу-красавицу». Все в хате прибрала, борща с пампушками наварила, взяла коромысло с ведерками и пошла за водой.
Посылали молодицу
Под горушку за водицей,
А горушка далеко,
А реченька глубока,
В ней водица холодна! Вернулись домой вечером, смотрят — что такое? Чудеса да и только! Кто в хате прибрал, кто хозяйничал? Борщ с пампушками кто сварен, да такой вкусный, да такой наваристый, «аж дух захватывает»! Они к соседям:
— Кто хату прибрал, воды наносил, борща наварил?
— Не видали ли кого в нашей хате?
Одна соседка говорит:
— Видали девушку — воду несла. Такая пригожая, только хроменькая. Дед с бабой довольные. Вот и у них внученька появилась,- да такая пригожая, да такая заботливая, трудолюбивая! Повеселели наши старики, ободрились. Бабушка утром встанет оладушков напечет, маслицем и с вареньицем «сдобрит» да и во двор спешит: «По хозяйству управляться»! Опять же за соседски ми ребятишками приглядеть. Родители то с утра на работу. А кто за малыми детками приглядит,- накормит, напоит, поиграет - бабушка Настя!
Подвижная игра «Солнышко и дождик», 2-3раза.
«Солнце стучится к нам
В окна с утра:
Вставай, детвора,
Просыпаться пора!
Вставайте, утята! Кря, кря, кря!
Вставайте, гусята! Га, га, Га!
Вставайте, телятки! Му, му, му!
Я всех вас умою
Речною водою,
Скорее, скорее бегите ко мне!»
А «хроменькая уточка» тем временем совсем оправилась, выздоровела ее ножка.
Дед с бабою думали, думали, и придумали. Бабушка и говорит:
— Давай-ка, старый, скажем, что пойдём по грибы, а сами спрячемся да и посмотрим, кто у нас хозяйничает.
Так и сделали. Спрятались и видят — из хаты выходит девушка с коромыслом. Такая, при гожая девушка, девица-красавица, да и только! Пошла она за водицей, а дед с бабой в хату. Смотрят — нет в гнезде уточки, лежат только одни пёрышки. Взяли они гнёздышко да и кинули в печь. Оно там и сгорело.
Принесла девушка воду, увидела деда с бабой — и прямо к гнёздышку. А гнёздышка то и нет. Она и заплакала.
Дед и баба уговаривают:
— Не плачь, милая, будешь ты у нас дочерью, родным нашим дитятком!
А она отвечает:
— Век бы жила у вас, коли вы бы не сожгли гнёздышка да не подглядывали за мною. А теперь не хочу! Сделай мне, дед, прялочку да веретёнце!
Дед с бабой плачут, уговаривают.
— Нет, — говорит, — не поверили, подглядывали за мною, уйду от вас!
Сделал дед прялочку и веретёнце.
Села она на дворе и прядёт. Летит стая уток.
— Вот наша девушка,
Вот наша пригожая! Кинем ей по пёрышку,
Пускай с нами летит!
Кинули птички ей по перышку, превратилась она в уточку,- только ее и видели! Остались опять одни – одинешеньки дедушка с бабушкой. Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец! б). Беседа по содержанию сказки. Пауза.
-- Дети, вам понравилась сказка? А, что больше всего понравилось? О ком эта сказка? Как называется эта сказка? Как хроменькая уточка появилась у деда с бабой? Как, вы думаете, почему уточка стала хроменькой? Дети, как уточка ответила дедушке и бабушке за доброту и ласку? Вспомните, что сделали они с гнездом и перышками уточки? Что случилось, когда дедушка и бабушка сожгли гнездо с перышками? Кто помог «Хроменькой уточке» улететь в теплые края? покажите, детки, как уточки кинули «Хроменькой уточке» перышки? Скажите, хотели или нет, дедушка с бабушкой обидеть «Хроменькую уточку»? А что они хотели на самом деле?
«Бабушка Настя благотворит вас детки и приглашает к себе в гости, посмотреть ее осенний садик:- «Какие нынче яблочки наливные поспели, цветочки. ягодки выросли, одно загляденье да только!» (Перерыв на 5-10минут).
2часть занятия: а). «Творческое рассказывание – придумывание конца сказки».
Вы хотите помочь дедушке и бабушке, хотите придумать такое окончание сказки, в котором все были бы счастливы? В каком случае герои сказки могут быть счастливы? Дети, как вы думаете, кто превратил девицу – красавицу в уточку? Какой это был волшебник, по вашему мнению: злой или добрый? А, вы хотели бы стать добрыми волшебниками? Воспитатель помогает детям придумывать разные варианты счастливого окончания сказки. Вместе выбирают вариант, когда уточка прилетает весной в родные края с другими такими же уточками в деревню, к дедушке и бабушке и остается с ними жить. Она ухаживает за дедушкой и бабушкой; ходит с подружками в лес по грибы и по ягоды. Девицы-красавицы после трудового дня ходят гулять на луга играть, хороводы водить да песни петь.
Исполняется русский хоровод, «Ай, да березка».
б). Заключительная часть занятия, (рефлексия – осмысление, рождение новых знаний)
- Дети, вам понравилось быть добрыми волшебниками? Вам понравилось, другое окончание сказки, которое мы придумали? А почему вам понравилось наше окончание сказки? Как называется сказка? А, что еще понравилось на занятии? Что нового, вы, узнали сегодня?
Отзывы педагогов:
- Хадырова Гульнара Шарифуловна, 18 лет педагогического стажа работы. Я работаю с Верой Дорофеевной более 15 лет. Она чуткий отзывчивый человек: всегда поможет, посочувствует, посоветует. Нашему коллективу очень повезло, что у нас работает такой творческий, талантливый педагог! Ее советы, консультации; ее выступления на педагогических советах, коллективные просмотры всегда высоко профессиональны, интересны и очень полезны. Подготовка к занятию, предварительная работа, иллюстрации, декорации к спектаклю; участие детей в педагогическом процессе, использование игрового, музыкального и поэтического народного фольклора, - все тщательно продумано! Сказка замечательная, имеет большое художественное и воспитательное значение. Детям очень понравилось. Они смотрели спектакль внимательно, эмоционально, увлеченно, на «одном дыхании». А, как рассуждали, как взрослые! Спасибо Вере Дорофеевне за то, что она работает вместе с нами!