Наталья Постных
Поговорим о толерантности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящие время большое внимание уделяется развитию толерантности в инклюзивном образовании. Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы педагога в условиях ФГОС. Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Воспитание в духе терпимости способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Публикация «Поговорим о толерантности (из опыта работы)» размещена в разделах
В целом значение слово «толерантность» передает стремление к терпимости, прощению, принятию со всеми особенностями и недостатками, стремление к сотрудничеству и взаимодействию, искреннее уважение к человеку и признание его прав и свобод наравне с собственными.
На первый взгляд идея толерантности кажется очень простой, частной, но практически очень важной. Она связана с рядам принципиальных философских вопросов: с пониманием человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания и т. д.
Противоположным понятию «толерантность» является понятие «интолерантность». Интолерантность - несклонность к компромиссу, нетерпимость, агрессивность, деструктивность. Она основывается на убеждении человека в том, что его группа, его система взглядов, его образ жизни стоят выше остальных. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе.
Существует множество видов толерантности. Анализируя их, можно сделать вывод, что все эти типы имеют одно общее. Независимо от того, к какому индивиду, группе людей, социуму и по какой причине проявляется нетерпимость, значение термина «толерантность» в целом не меняется. Толерантность остается терпимостью к другим, к «инаким», к тем, кто отличается по тем или иным параметрам (не важно по каким – интеллектуальным, этническим, религиозным, культурным, возрастным, имущественным, медико-биологическим и др.).
Инклюзивное образование - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.
Главной задачей общеобразовательных учреждений на современном этапе развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, формирование определенной культуры, ценностей, толерантных отношений, содружества и поддержки всех участников инклюзии на основе качественного и эффективного управления. Важно гибко изменить систему преподавания. Таким изменением может быть использование разных подходов (индивидуального, коррекционного, комплексного, системного, нейропсихологического, средового).
Выделяют четыре модели инклюзивного образования: постоянная полная интеграция, постоянная неполная интеграция, частичная инклюзия, эпизодическая инклюзия. Это позволяет говорить о подборе доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью- доступным и качественным образованием для всех детей без исключения.
В современном обществе существует ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство общеобразовательного учреждения. Главной из них является непринятие детьми ребенка с ОВЗ, поэтому перед образовательным учреждением стоит задача формирования толерантного отношения «нормальных» детей к «особенным».
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач образовательных учреждений по отношению к детям с особыми потребностями должно являться формирование толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей. А также воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Сказанное выше позволяет говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по формированию толерантного отношения к инвалидам в условиях инклюзивного образования. Апробции методов диагностики и формированию толерантности было посвящено наше исследование. Выборку составили воспитанники «реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Восхождение» в с. Большие Ключищи» в составе 124 человека (4 группы по 31 ребенку). Одна группа экспериментальная, три контрольные. Группы были подобраны схожими по составу.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено диагностическое исследование. Целью данного этапа было выявление уровня сформированности толерантного отношения воспитанников. В качестве диагностического инструментария использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» [1]. В связи со спецификой нашего исследования, мы модифицировали данный экспресс-опросник. Были внесены коррективы в утверждения. Данные утверждения стали направлены на исследование отношения испытуемого к инвалидам.
Проведя входную диагностику на всех группах и проанализировав результаты, можно говорить о том, что в целом уровень сформированности толерантного отношения недостаточно высокий. Дети испытывают затруднения в построении партнерских отношений со сверстниками, которые имеют другие взгляды и мнения; не имеют представления о всей сложности и многообразии человеческих отношений; не имеют опыта общения с ребёнком – инвалидом.
Уровень сформированности толерантности приблизительно одинаков во всех четырех группах. Проведя математический подсчет критерия Фишера [3] мы удостоверились в этом. Именно поэтому их сравнение в опытно-экспериментальной работе — корректно.
На формирующем этапе исследовательско-экспериментальной работы нами были проведены коррекционно-развивающие занятия [2] с экспериментальной группой детей. Всего было проведено 8 коррекционных занятий, каждое занятие длилось 40-45 минут. Главной целью коррекционных занятий является формирование у воспитанников установки на толерантное поведение. Структура занятий: 1) Вводная часть (ритуал приветствия, разминка); 2) Основная часть (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия); 3) Рефлексия (оценка занятия, арт-терапия, беседы). Методы, которые использовались на занятиях: групповая дискуссия, игровое моделирование, ролевая игра, рисуночный.
По завершению коррекции у детей прослеживаются значительные изменения, повышение уровня толерантности.
Наблюдаются изменения в умении сотрудничать, участвовать в работе. Дети стали более раскрытыми. С каждым новым занятием всё больше шли на контакт, проявляли себя.
Для анализа и проверки эффективности коррекционной работы был проведен контрольный этап эксперимента. На данном этапе мы использовали повторную диагностику со всеми группами с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности».
Сравнивая результаты входной и выходной диагностик в экспериментальной и контрольных группах, можно сделать следующие выводы:
1) В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем толерантности. После проведенной коррекционной работы наблюдается отсутствие детей с низким уровнем толерантности. Преобладающая субшкала аспектов толерантности сменилась с субшкалы «черта личности» на «социальную толерантность».
2) В первой контрольной группе наблюдаются незначительные изменения. Возрос показатель с высоким уровнем толерантности. Доминирующая субшкала аспектов толерантности осталась неизменна — социальная толерантность.
3) Во второй и третьей контрольных группах наблюдается ухудшение показателей сформированности толерантности. Снизился показатель с высоким уровнем толерантности. В свою очередь, возросло число детей с низким уровнем толерантности. Доминирующая субшкала аспектов толерантности осталась неизменна — «социальная толерантность».
В целом можно отметить незначительные изменения во всех четырех группах. Единственным отличием экспериментальной группы стало отсутствие низкого уровня толерантности в результате коррекционной работы.
Нами был осуществлён более глубокий анализ динамики толерантности – изучение изменения отношения детей к людям-инвалидам на основе модификации «Индекс толерантности» путём добавления к опроснику трёх целевых вопросов. Для того чтобы увидеть изменения в формировании толерантности в группах по отношению к инвалидам, нами были проанализированы результаты, полученные именно по этим вопросам, связанным с данной категорией людей.
Каждый из вопросов оценивался в шесть баллов. Максимальное количество баллов — 18. Мы выделили уровни сформированности толерантности по отношению к инвалидам:
1) 0 — 6 баллов — низкий уровень: отсутствие толерантного отношения к инвалидам;
2) 7 — 12 баллов — средний уровень: сочетание как толерантных, так и интолерантных черт по отношению к инвалидам;
3) 13 — 18 баллов — высокий уровень: выраженные толерантные черты по отношению к инвалидам.
Сравнение групп в динамике по уровням сформированности толерантности по отношению к инвалидам показывает, что изначально они отличались мало, как по среднему значению, так и по представленности уровней. По результатам же выходной диагностики стали отмечаться значимые отличия. Во-первых, преобладающее количество воспитанников с высоким уровнем толерантности наблюдается в экспериментальной группе (51,6%, на втором месте расположена первая контрольная группа (19,4%, группы с наименьшим количеством воспитанников с высоким уровнем толерантности — вторая и третья контрольные группы (9,7% и 8,2%). Отличия экспериментальной группы по данному показателю зафиксированы на 1%-ом уровне значимости (1 = 2,72 и 2 = 3,81).
Интересной оказалась динамика низкого уровня. Изначально экспериментальная группа по данному показателю значимо превышала все контрольные группы. В результате коррекционной работы данное различие не в пользу экспериментальной группы резко изменилось: испытуемые экспериментальной группы изменили свое отношение к инвалидам, демонстрируя только высокий или средний уровень. В то время как испытуемые контрольных групп демонстрировали прямо противоположные тенденции: в первой контрольной группе исчез показатель низкого уровня (с 12,9%, а во второй и третьей контрольных группах возрос (с 19,4% до 29,1%; с 20% до 25,4%).
Таким образом, значимые изменения в сторону улучшения показателей толерантности по отношению к инвалидам произошли только в экспериментальной группе, что может быть объяснено влиянием проведенной коррекционной работы. В контрольных группах без проведения соответствующей коррекционной работы наблюдалось влияние стихийных факторов, в результате чего произошли незначительные изменения либо в сторону улучшения показателей (первая контрольная группа, либо снижения (вторая и третья контрольные группы).
Наши выводы были подтверждены методом экспертной оценки. По окончанию смены каждой группы был проведен опрос экспертов, в качестве которых выступили педагоги, воспитатели и педагог-психолог, работающие с группой :
В экспериментальной группе эксперты отметили улучшения взаимодействия между детьми. Воспитанники стали более внимательны к инвалидам, ощущалась дружеская поддержка.
В первой контрольной группе эксперты не отметили особых изменений в отношениях между воспитанниками. Значительных улучшений не произошло, но и не отмечалось ухудшений.
Во второй и третьей контрольных группах педагоги и воспитатели видели ухудшения в отношениях воспитанников. В группах наблюдался негатив по отношению к «особенным» детям. Воспитанники постоянно подшучивали и издевались над инвалидами.
Таким образом, экспертами так же отмечены различия в динамике экспериментальной и контрольных групп.
Для подтверждения значимости изменений, произошедших с испытуемыми экспериментальной группы под влиянием коррекционной работы, были использованы методы математической статистики (подсчет парного критерия Т – Вилкоксона) [3]. Результаты показали, что у воспитанников экспериментльной группы заметны положительные сдвиги. Таким образом, мы можем судить об эффективности проведения коррекционной работы.
Таким образов, проведя контрольный этап опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы.
Повторная диагностика детей, метод экспертной оценки показали значительные изменения сформированности толерантного отношения испытуемых. Это было подтверждено подсчетом парного критерия Т – Вилкоксона.
В целом результаты нашей работы позволяют сделать вывод: чтобы у ребенка сформировалось толерантное отношение, требуются длительное время и комплексное использование разнообразных форм и приемов коррекции.
Список литературы
1. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. М. : Смысл, 2008. 172 с.
2. Турганова Д. З. Сборник тренинговых занятий по формированию толерантности у подростков // Мультиурок. 2014. URL : https://multiurok.ru/files/sbornik-trieninghovykh-zaniatii-po-formirovaniiu-kommunikativnoi-tolierantnosti-u-podrostkov.html (дата обращения 19.05.2018).
3. Стрюкова Г. А. Методы математической статистики в спихолого-педагогических исследованиях: Учебно-методическое пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017. 91 с.
4. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования. М. : Акад. Проект, 2004. 173 с.
5. Леонгард Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. М. : МГППУ, 2011. 278 с.