Ольга Брюхович
Подвижные игры для детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Игра детей с РАС,как правило, не функциональна, не социализирована, лишена сюжета и символических черт, ригидна, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с не игровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).
Поэтому таких деток нужно учить играть, начиная с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.
Публикация «Подвижные игры для детей с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Подвижные игры для детей
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.
«ПОКАЖИ НОС»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте и за мной все повторяйте, что я вам сейчас скажу и при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку, тут же показывает картинку с изображением данной части тела. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела.
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Цель: Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку.) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем двигается по траектории пути зайчика.
Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
Поскольку дети с РАС болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить в одном и том же помещении, в один и тот же день недели, и в одно и тоже время. Кроме того, для детей с РАС (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения.
Научные исследования показывают, что интенсивные физические упражнения могут уменьшить проблемное поведение, например, агрессивность, а также повышают общую адаптацию ребенка с РАС.
«МЯЧИК, КАТИСЬ»
Сядьте на пол напротив ребенка и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре.
«КЕГЛИ»
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений — то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
«ИГРОВОЙ ТОННЕЛЬ»
Равнодушных к тоннелям малышей мало. Особые дети не исключение — они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
«ЗАБРАСЫВАНИЕ МЯЧА В КОРЗИНУ (БАСКЕТБОЛ)»
Развивает то же самое, что и кегли — ловкость, точность движений, глазомер.
В магазинах есть раскладывающиеся стойки с корзинами. Если у вас дома совсем мало места или нет денег, можно организовать подобную игру, просто закидывая мяч в обычное ведро.
«ШВЕДСКАЯ СТЕНКА»
Эффективная и всем известная классика ЛФК. Если есть возможность, обязательно поставьте дома и у вас фактически получится мини-площадка.
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).