Папки-передвижки

Подвижная игра как компонент здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Абузярова Ольга Владимировна
Подвижная игра как компонент здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т. д.

Публикация «Подвижная игра как компонент здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)» размещена в разделах

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к

оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на информировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной, физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в дошкольном возрасте.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое развитие. Его основная задача - улучшение состояния здоровья, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т. д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.

Одним из средств, широко используемых во всех современных здоровьесберегающих технологиях, является соблюдение правильного режима двигательной активности. Поэтому актуальным становится вопрос об использовании подвижной игры как средства оптимизации двигательного режима дошкольника, тем более что сами игры можно одновременно применять для профилактики определенных заболеваний у дошкольников.

ЦЕЛЬ моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, улучшения их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Определение возможностей подвижной игры как средства оздоровления детей дошкольного возраста.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Являясь важным средством физического развития, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Игры на свежем воздухе стимулируют работу мозга, улучшают деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы, способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма.

В осенне-зимний период резко возрастает заболеваемость детей, в особенности простудными заболеваниями гриппом, ОРВИ и т. п. Это связано не только с вирусными эпидемиями, для распространения которых зима, холод — самое благодатное время, но и с неблагоприятными экологическими условиями, резко снижающими иммунитет человека, и в первую очередь — ребёнка. Содержание деятельности детей на прогулке я планирую в зависимости от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей.

Если температура воздуха низкая, то провожу игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя в бору», «Волк во рву», при этом не давая детям сильную нагрузку с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. В жаркую погоду использую малоподвижные игры с ходьбой, с упражнениями для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Попади в цель», «Ручеек», «Водяной», «Кто позвал?»)

Игровая деятельность, в том числе и двигательная, доступна и интересна детям. Подражание животным, птицам и другим персонажам свовойственно им, содержание игр, сюжет и правила привлекают детей. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции, которые благотворно влияют на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий» направления и характера движения: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Для стимулирования двигательной активности детей в группе, на участке создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-"мачту" и т. д

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети выполняют с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы применяю разные виды ходьбы (по ребристым дорожкам, по коврикам с нашитыми пуговицами, по наклонной плоскости, по песку и др.) которые использую как элементы в подвижных играх «Перейдем через мостик», «Поднимемся в гору»…В результате повышается общий тонус организма, укрепляются мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная красивая походка.

Подбирая соответствующие упражнения и позы, вводя их в подвижные игры, давая физическую нагрузку на нужные группы мышц, способствую формированию осанки ребенка. Это большинство игр с моментами строя «Жмурки на месте», «Ходим в шляпах», «Два и три», «Быстро встать в строй».

Также следует помнить, что любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения. Таким образом, подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью.

Такие игры как: "Найди игрушку", "Зайка беленький сидит", "Найди и промолчи", пройди тихо", "Узнай по голосу", "Угадай, кто ушел (спрятался)", "Найди свою пару", "Летает - не летает", "Слушай команду", "Пройди – не задень" и т. п. являются играми малой степени воздействия (малоподвижные, и я их использую для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений.

Игры: "Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Мы веселые ребята", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса" и др. являются играми средней степени воздействия (средней подвижности). Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии,нескольких ролей, попеременному их выполнению. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве.

К играм высокой степени воздействия относятся игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, с большим количеством правил,спортивные игры, игры- эстафеты, игры с мячом. Подвижные игры тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т. п.) сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Эти игры связанны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, полном самостоятельных решений и рациональной технике и тактике игры. Примерами таких игр могут быть: "Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" и другие спортивные игры, игры эстафеты с различными двигательными заданиями.

В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости формировать у детей привычки здорового образа жизни через организацию подвижных игр в домашних условиях. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, советую родителям, как организовать ту или иную деятельность, преследуя основную цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Я и моё тело» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группеКонспект НОД «Я и моё тело» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе Участники: дети подготовительной группы. Количество участников: подгруппа (6 человек). Автор и ведущий: Л. Г. Свинина, воспитатель. Форма.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Конспект НОД на основе здоровьесберегающих технологий «Спасибо, но мне это не нужно!» «Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей технологии – сказкотерапия». Тема: Спасибо, но мне это.

НОД по ФЭМП в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий по мотивам сказки «Репка» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологийОтчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУФотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижная игра как компонент здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
Опубликовано: 28 января 2020 в 14:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижная игра как компонент здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Абузярова Ольга Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД