Получи документы

Подготовка к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ

Светлана Шерстнева
Подготовка к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ

СЛАЙД 2

Детям дошкольного возраста сложно усвоить и дифференцировать такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Наша задача раскрыть перед ними эти сложные вопросы. Одним из эффективных средств подготовки к обучению грамоте является применение элементов ТРИЗ: таких как метод системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками.

Слайд 3

Метод моделирования маленькими человечками используется на этапе овладения звуковым составом языка

Суть метода : представить себе все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. При подготовке к обучению грамоте маленькие человечки – это звуки, их которых состоят слова. Каждого человечка-звуковичка одели в определенную одежду и головные уборы: у глухих это черная шляпа, у звонких – колпачок с колокольчиком. На рукавах рубашки имеется соответствующее обозначение мягкости-твердости (мягкий помпон и твердая бусина, на гласных- резинка.

Можно использовать в роли маленьких человечков самих детей. Каждый ребенок берет на себя роль определенного человечка и взаимодействует с другими детьми.

Слайд 4

С помощью маленьких человечков детям предлагается моделировать сначала слоги, затем слова из различного сочетания гласных и согласных человечков. На начальном этапе обучения это сочетание двух гласных «АУ», «УА» и тд., далее прямых и обратных слогов. Затем переходим к моделированию слов. Предлагаем детям выбрать картинку и составить схему слова с помощью человечков. Либо к предложенной схеме подобрать подходящую картинку.

СЛАЙД 5

Метод личностной аналогии применяю в серии игр «Живые буквы». Предлагаю детям изобразить какую-либо ранее изученную букву. Дети могут выполнять задание по одному, либо в паре, тройке. Загадываем и отгадываем «Тело – загадки».

СЛАЙД 6

Упражнение «Найди букву». Прошу детей найти знакомые буквы в предметах окружающего мира. Это занятие так увлекает ребят, что они зачастую вовлекают в него и родителей. По итогам была организована выставка «Живая буква», где были представлены не только фотографии, но и поделки букв.

СЛАЙД 7

Увлекают детей такие игры как «Ниткография», когда ребята с помощью ниток изображают букву на коврографе, «Выложи букву»- выкладывают буквы из различных материалов, «Песочная буква» - изображают буквы на песке.

СЛАЙД 8

Используя метод аналогии предлагаю детям разыграть сказку «Теремок». Дети выбирают картинки и отождествляют себя с тем или иным предметом. Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Например: Д. Тук-тук. Я слон. Кто в теремочке живёт? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь,чем ты, слон похожа на меня, сома.

Д: Мы начинаемся на звук «с», в наших словах один слога. Или

Д: Тук-тук. Я собака. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, собака отличаешься от нас: слона и сома.

Д: В моем слове три слога, а у вас по одному, в конце моего слова стоит гласный звук, а у вас согласные.

Игра «Звуковая мозаика». Предлагаю ребенку, например помочь Василисе Прекрасной (Какому-либо другому герою, украсить скатерть разноцветным узором. Я произношу слово, дети определяют первый звук и обозначают его соответствующей фишкой. Подбирая слова, можно продумать любой узор, на игровом поле, чередуя синий, красный, зеленый цвета.

СЛАЙД 9

Методсистемного оператора применяю в игре «Домики». Предлагаю детям заселить слова-картинки в домики. Объясняю, что каждое слово живёт в своём домике, но дома эти необычные. Слева находится комната прошлого, справа комната будущего. Вверху находится самая важная комната, комната «дружбы», которая объединяет наше слово с другими словами. Внизу комната, в которой слово превращается в слоги.

Поместив в центр домика картинку, в комнате прошлого ребенок производит звуковой анализ данного слова (слово было отдельными звуками).В комнате будущего исходное слово дети преобразуют в другие слова путем замены либо добавления одной буквы, либо в однокоренные слова. В верхней комнате дети по предложенной схеме составляют предложение с данным словом, а в нижней делят слова на слоги, определяют количество слогов, ставят ударение.

В игре «Где находится?» Называю слова: сахар, хлеб, соль, масло, чай, кофе, конфеты, салат, селедка. Дети образовывают новые слова, определяют их место нахождения (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, конфетница, салатница, селедочница).

СЛАЙД 10

Метод мозгового штурма применяю в следующих играх

-«Любопытный». Называю звук и задаю детям вопросы: «Кто?», «Что делал», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и пр. Ответы на вопросы должны начинаться с заданного звука. Например : Звук «Л» или «ЛЬ» ЛИСА ЛЕТОМ ЛОВИЛА В ЛУЖЕ ЛИСЕНКА.

-«Цепочка слов». Предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее.

В игре «Где живет звук?» Предлагаю ответить на следующие вопросы:

-В каких словах живет буква "А"? Мама, лиса, азбука, акварель.

-Где живут звуки? В словах, в музыкальных инструментах, когда человек поет или кричит, в микрофоне, телевизоре, в природе.

-Где живет слово? В предложении, в сказке, в человеке (человек общается с помощью слов).

В игре «На что похоже». Предлагаю определить, на что похож звук. (Например звук «Р» похож на шум мотора, на рычание. Звук «Ж» похож на жужжание жука, звук «з» на пищание комара, текущая из крана вода на звук «С»)

СЛАЙД 11

Методика типовых приемов фантазирования

На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Уменьшения, Деления и Объединения. Детям нужно пофантазировать, что случится, если слово или предложение увеличить, уменьшить, разделить на части или объединить

Метод типового приема фантазирования применяю в таких играх как «Волшебный гость».В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два слова (САМ + ЛЕТАЕТ- самолет, синий + глаза = сенеглазый, длинный + крыло = длиннокрылый, утка+нос= утконос). Волшебник разделения разделяет слова: самолет- сам и летает, четырехлапый = четыре + лапы.

Игра «Путаница». Буквы играли в путаницу и перемешались. Волшебник «Деления» помогает распутать, разделить перепутанные буквы.

СЛАЙД 12

В игре «Волшебные превращения» к ребятам приходят волшебники «Уменьшения» и «Увеличения» и предлагают уменьшить или увеличить слово или предложение. Например, но-носик-носище, глаз-глазик-глазище, дом-домик-домище.

СЛАЙД 13

В работе по подготовке к обучению грамоте использую круги Луллия. В игре «Найди пару» дети определяют первый звук в слове, и соотносят его с соответствующей буквой, определяют количество слогов в слове.

СЛАЙД 14

Более сложный варианте игры состоит из трех кругов. Ребенок соединяет предмет с первым звуком и звуковой схемой.

СЛАЙД 15

Метод морфологического анализа применяю в игре"Волшебные очки». Дети надевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например : [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. … Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

СЛАЙД 16

В игре «Предметная да-нет-ка» детям предлагается отгадать задуманный

предмет, в названии которого есть определенный звук. Отвечать на вопросы можно только с помощью слов «ДА» и «НЕТ».

Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка.

Прикреплённые файлы:

sherstneva-kuzneck_fc2b2.pptx | 15343,62 Кб
 
Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ
Опубликовано: 13 сентября 2024 в 08:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологии ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шерстнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...

14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД