Елена Смольникова
Подготовка детей к школе и разработка программы «Логика, мышление, воображение» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию педагога-психолога ГБОУ Школа 2122ДОП «Ягодка» Смольниковой Е. В. за ноябрь
Тема самообразования: «Подготовка детей к школе». Разработка программы «Логика, мыление, воображение» для детей подготовительной группы
Публикация «Подготовка детей к школе и разработка программы „Логика, мышление, воображение“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
За период сентябрь-ноябрь работа по подготовке детей к школе включала в себя несколько направлений: диагностика, консультирование, развивающие занятия, профилактика.
В сентябре с детьми подготовительной группы была проведена диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей по методикам «Цветные прогрессивные матрицы» (автор Дж. Равен, «Заучивание 10 слов» (автор А. Р. Лурия, «Домик» (автор Н. И. Гуткина). (Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012. №3, с. 4). Итоги подведены.
Для воспитателей была проведена консультация по результатам экспресс-диагностики познавательных процессов. Консультации на темы: «Интеллектуальная готовность к школе», «Психофизиологическая готовность к школе», «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ».
Для родителей были проведены индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального психологического развития и эмоциональной сферы ребёнка. Даны индивидуальные рекомендации родителям детей с ОВЗ.
Разработала программу : «Логика, мышление, воображение». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и научно-методическую литературу по данной проблеме. Программа предназначена для организации подготовки детей 6-7лет к обучению в школе.
Актуальность программы
Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.
В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьному обучению.
Таким образом, актуальность программы заключается в умелом индивидуальном подходе к ребёнку, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности возраста детей.
Целью программы является развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности ребенка, позволяющее им в дальнейшем успешно адаптироваться к новым условиям и овладеть школьной программой.
Данная программа решает следующие задачи:
- Снятие психологического стресса перед школой;
- Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
- Развитие речи, расширение словарного запаса.
- Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;
- Развитие коммуникативных качеств, умение общаться в коллективе.
Структура занятий включает в себя следующие этапы:
1. Ритуал приветствия. Он позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Психотренинг. Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3. Основное содержание занятия. Представляет совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы.
4. Релаксация. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
5. Рефлексия. Представляет эмоциональную и смысловую оценку занятия, подведение итогов.
Срок реализации программы и категория обучающихся:
Программа включает 9 месяцев обучения, 68 часов, в группе от 12 до 16 человек, возраст 6 – 7 лет.
Формы и режим занятий
Форма обучения групповая и определяется поставленными задачами.
Режим занятий:
- Занятия проводятся один раз в неделю, по 1 (одному) учебному часу в 2х группах по 15 детей (время занятий включает 30 минут учебного времени и обязательный 10-ти минутный перерыв).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы :
• принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;
• формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;
• снижение уровня личностной тревожности;
• формирование умения контролировать себя на учебном занятии, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;
• развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;
• развитие мелкой моторики.