МААМ-картинки

Маркеры игрового пространства «Поддержка детской игры»

Нина Семикашева
Маркеры игрового пространства «Поддержка детской игры»
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

Д. В. Менджерицкая

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Можно создать длинный список всего, что получает ребенок во время игры. Например, ребенок учится проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, а главное — фантазировать и придумывать новое. В этот список можно добавить еще 100 пунктов. Дети играют не потому, что это полезно, это знаем мы, взрослые, но едва ли дети прыгают через скакалку и думают «как здорово, я тренирую моторику».

Публикация «Маркеры игрового пространства „Поддержка детской игры“» размещена в разделах

Наблюдая за игровой деятельностью, нами было замечено, что дети не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к сюжетным играм. Дети говорят много, но плохо. У ребят слабо развито воображение, творческая активность. Они нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Проведя анализ мы пришли к выводу, что такая ситуация во многом обусловлена тем, что: в детском саду ребенок находится в окружении сверстников играющих также, как и он сам, родители в силу своей занятости не передают детям свой игровой опыт, Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».

На протяжении 3-х лет мы сотрудничаем с Национальным исследовательским институтом дошкольного образования Воспитатели России. В 2021г. нам был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня.

Мы включились в федеральный проект «Развитие и педагогическая поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста». Педагогическая поддержка игровой деятельности дошкольников предполагает поддержку самодеятельной детской игры, изучение и поддержку игровых интересов и предпочтений ребенка, поддержку инициативы и самостоятельности в организации игрового пространства, выборе игровых материалов, участников совместной деятельности, времени на игру.

Прямое развитие игры связано с участием педагога в игре как равного партнера. Вначале я помогаю детям в создании игровой среды, придумываем сюжет, ролевые диалоги. Отношения становятся партнёрские, равноправные.

По мере того как дети овладевают игровыми навыками выступаю как координатор игровых замыслов : оказываю помощь в случаях затруднения в развертывании сюжета. Игровой процесс протекает естественно, у детей не возникает ощущения, что их «обучают» в игре Когда опыт осуществления игры освоен, оказываю непрямую помощь при возникающих затруднениях: это изменение предметной среды, совет в проблемной ситуации, рассказываю о собственных детских играх.

В игре у дошкольников формируются важные новообразования которые пригодятся ему для обучения в школе. Первое новообразование это внутренний план деятельности. Умение планировать свою деятельность, намечать шаги для получения результата по своему собственному плану, а не по указанию взрослого. Если у ребенка не сформирован внутренний план действий, он сталкивается в первую очередь с проблемами в решении задач.

Второе новообразование которая формируется в игре это знаковая функция. В игре ребенок использует предметы, игровое значение которых жё стко не фиксировано: камешек, например, изображает конфетку, палочка — лошадку, песок – кашу, а он сам – папой, шофером, космонавтом появляются волшебные «понарошку» и «как будто». Используя предметы – заместители у ребенка формируется игровой смысл.

Игра способствует возникновению познавательных мотивов у дошкольника, которые, ложатся в основу будущего учебного мотива. У малоиграющего ребенка нет познавательного мотива, а следовательно, нет основы для учебного мотива. Для возникновения познавательных мотивов необходимо расширить тематику и содержание детских игр.

Для определения уровня сформированности игровых навыков использовали методику разработанную Натальей Валентиновной Верещагиной. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры. Проводили диагностику игровых умений как в процессе руководства воспитателя, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Это дало возможность определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок. Предлагаемая методика позволила осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников. Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям.

Проанализировав полученные данные, сделали выводы: В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. Таким образом, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Педагогами давно используются отдельные конструкции (модули, ширмы, пуфики, макеты, атрибуты, в том числе предметы-заместители) для создания предметно-пространственной среды группы. Однако они были достаточно узкой направленности и не позволяли творчески развивать сюжет игры. Созрела необходимость внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями времени и ФГОС ДО.

Это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм. Ими стали условные маркеры игрового пространства, по. технологии Коротковой Н. А. Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса.

Данная технология дала возможность вариативного использования разнообразным предметным материалом, развить творческую инициативу детей, способствовала возникновению разнообразных игровых замыслов. Стабильные тематические зоны в нашей группе стали уступать место универсальным маркерам игрового пространства, которые теперь легко перемещаются с места на место.

В своей работе используем такие виды маркеров как :

Напольные

Настольные

Подиумные

Маркеры роли

Многозначные

В качестве напольного маркера пространства в группе активно используются ширмы. На ширму прикрепляются маркеры обозначения и выделения, аппликации и атрибуты, отображающие сюжет игры. (например дом) или например, в сюжетно – ролевой игре «Самолёт» к ширме прикрепляется обозначение «Аэрофлот». Различные способы использования многофункциональных ширм в группе подсказывают сами дети. В соответствии с сюжетом игры дети из маркера создают нужную постройку даже уголок уединения, добавляют атрибуты, распределяют роли. Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. По окончании сюжетно - ролевой игры маркер легко складывается и убирается в определенное место для хранения, занимая мало места в группе.

Помимо ширм, материалом для обозначения пространства могут служить чехлы на детские и взрослые стулья. Этот маркер удобен в совместной деятельности педагога с детьми.

Настольные игровые маркеры или мини-маркеры очень удобны. Можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором, использовать бросовый материал. Могут использоваться для игры одним ребенком или в паре.

Подиумные маркеры изготавливаются на специальных подставках-подиумах.

Работа над созданием настольных и подиумных маркеров включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества. В ходе совместной деятельности из разного вида конструкторов, картона, пластилина, природного и бросового материалов, изготавливаем персонажей, мебель и дома необходимые для игры. Все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности. Храним материал в контейнерах. Дети сами могут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры. На этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Маркеры роли – предметы, которые помогают детям перевоплотиться, принять новую позицию, почувствовать себя другим и удержать это чувство в игровом взаимодействии. Для детей маркер очень привлекателен : он понятен для них, позволяет быть в игре именно тем, кем он и желает быть. Это что-то вроде постоянного напоминания, кем он сейчас является, не только для самого ребенка, но и для играющих рядом детей, которые видят его образ, и его действия.

Для изготовления многозначных маркеров игрового пространства мы использовали плотный картон. Эти маркеры легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор, театр, кассу. В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и для развития двигательной активности: перешагивание, перепрыгивание, подлезания. Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом.

Модели мы начали создавать с детьми со средней группы, так как именно в этом возрасте у детей складывается способность к наглядному моделированию. Возрастной период 3-4 года соответствует 1 этапу овладения действиями моделирования. На этом этапе дети сопоставляют готовые модели с самой моделируемой действительностью - игрой. Готовые модели предлагаются детям для развертывания сюжета. Дети используют модели в качестве подсказки. Так же на данном этапе дети используют действия замещения. Любой игровой предмет (кирпичик, мяч) может служить орудием труда. На 2 этапе модель создается совместно с детьми. Она способствует обогащению игровых сюжетов и игровых действий. Появился «салон красоты». Он пополняется новыми ролями: «мастер маникюра», «визажист», «стилист». В «торговом центре» появляется «аниматор», «охранник», «менеджер». В «центре здоровья» новые профессии «массажист», «инструктор лечебной физкультуры», «диетолог». На 3 этапе дети самостоятельно строят разнообразные модели и развертывают сюжет. На этом этапе игры имеют интегрированный характер.

Мы увидели первые результаты своей деятельности, дети с удовольствием берут на себя роли и играю. Наглядные модели и атрибуты игр пополняют игровые Центры.

Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям: легко трансформируются; многофункциональны; развивают детскую фантазию и воображение; рассчитаны на все возрастные категории, занимают мало места при хранении; выполнены из недорогих и доступных материалов.

Объединив процессы создания макета и игры, мы смогли добиться того, что игра детей с макетами продолжается в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дети воплощают широкий спектр игровых замыслов.

Сейчас появилось такое выражение: «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения».В чем же причина? Проведя опрос педагогов было установлено, что основная причина это дефицит свободного времени. Проанализировав режима дня было определено время, когда дети могут спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Время на прогулке мы используем не только для организации подвижных игр, но и игр с природным материалом, строительно-конструктивных игр, не требующих сложного игрового оборудования. Для организации сюжетной игры на улице требуется укрытия. Дети используют для этого деревянные домики или на веранды. Игровым пространством становятся кустарники (деревья, спиленные пни. Для игры дети используют песочницу, где разворачиваются в основном режиссерские игры с мелкими игрушками. Преимуществом игры на улице является большое количество предметов-заместителей из природного материала. Листья, камушки, желуди часто становятся пищей для кукол, зверей или грузами в транспортных играх. Палочки и дощечки строительным материалом.

Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра. В это время организуются все виды игр: со строительным материалом, дидактические, развивающие игры, игры–драматизации, сюжетные игры. Мы перестали предлагать свой сюжет игры, стали поощрять инициативу ребят и вмешиваться в игру только в конфликтных ситуациях или подключаться в качестве игрового персонажа, когда игра «затухала».Темой для игр может стать просмотр мультфильма, спектакля, посещение врача, поездка в отпуск. Завоз нового песка в песочницу стал темой для сюжетно - ролевой игры «Кафе», где активно использовались предметы заместители (камешки-конфеты, листики-котлеты, песок с водой суп и т. д.). Дети «заиграли» все более уверенно и самостоятельно. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры стали основными в игровой деятельности детей.

Компьютерные игры, телевизор, заменили детям радость живого общения. Как отвлечь ребенка от компьютера, как сделать его времяпровождение более интересным и насыщенным? Решение было найдено. В 2020 году приняли участие во всероссийском сетевом проекте «ИГРА 4 D : дети, движение, дружба, двор». Организатор Фестиваля - Университет Детства (инициатива Рыбаков Фонда, г. Москва). Каждый месяц выбираются голосованием 3 игры в которые мы играем с детьми на площадках. Фото и видео отчет выкладываем на сайте организаторов и на станице социальной сети детского сада.

В конце учебного года проходит фестиваль 4 Д игра. На 4 площадках проводятся игры экспериментирования, творческие, подвижные, народные и свободные игры.

Проект очень заинтересовал и родителей. Они стали настоящими помощниками, партнерами и активными участниками 4 D игры. Вместе со своими детьми родители выходят во двор, к ним присоединяются дети играющие на придомовой площадке. Все вместе они играют в игры из банка игры 4 Д.

В результате реализации проекта «ИГРА 4 D» были решены поставленные цели и задачи: дети получили положительные эмоции, познакомились с новыми играми, научились самостоятельно организовывать и проводить игры, педагоги укрепили детско-родительские отношения через взаимодействие с детьми в игре. В помощь педагогам, нами был создан «Банк игр» ,который размещен на сайте нашего дошкольного учреждения.

На современном этапе дошкольного детства игра становиться средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых с ребенком. Все способы построения сюжетной игры необходимо своевременно «открыть» не только детям, но и родителям, показав последним как выстраивается целостная воображаемая ситуация и развертывается процесс игры. Самый лучший способ подтолкнуть ребенка к игре — это показать пример. Не пытаться рассказывать, что и как делать, а самому сесть на пол, взять игрушки и начать играть.

Проведя анкетирование родителей по вопросу поддержка игры в условиях семьи были выявлены результаты: 49% родителей не играют дома с детьми; 38% родителей на просьбу детей поиграть, предлагают игру на компьютере;51% родителей проводят больше 6 часов за компьютером. Для привлечения родителей к игровой деятельности детей был проведен цикл родительских собраний «Поддержка детской игры в условиях семьи».Родители получили возможность совершенствовать свои умения в поддержке игровой деятельности детей в семье. Мамы и папы совершили путешествие в парк аттракционов, стали посетителями кафе «Пастила», примеряли на себя роль актеров, им представилась возможность посетить магазин «Сувенирная лавка».

В рамках программы ответственного отцовства «Папа – школа» педагогом был проведен практико – ориентированный семинар «С папой я своим дружу, дружбой крепкой дорожу» с целью повысить компетенцию родителей по вопросу эффективного взаимодействия с детьми в ходе игры. В ходе встречи папы с удовольствием играли в «Воздушный футбол», придумывали настольные игры для мальчиков и девочек из подручных материалов. Наибольший интерес вызвал конструктор ТИКО. Из плоских геометрических фигур были собраны объемные предметы, с которыми дети с удовольствием будут играть.

В ходе реализации проекта мы пришли к следующим результатам:

В образовательном процессе выделено время и место для игры.

Сюжеты игр подбираются с учетом интересов детей.

Преобразована развивающая предметно-пространственная среда.

Совместно с детьми мы создали маркеры игрового пространства для развития сюжетных игр.

Таким образом, мы пришли к выводу, что возвращаясь к прошлому, мы делаем уверенный шаг в будущее.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Фотоотчет об организации игрового пространства — уголок для игры в «Дом» или наша «Зефирная» кухня»Фотоотчет об организации игрового пространства — уголок для игры в «Дом» или наша «Зефирная» кухня» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале этого учебного года в нашем саду состоялся смотр-конкурс на самую оригинальную и креативную.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста» Что любят наши воспитанники больше всего? Конечно играть. Часто ребята для себя из стульчиков, кубиков создают маленькие "закуточки" - такая.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Организация пространства детской реализации «Сделаем наш дом уютным — интерьер, мебель» в подготовительной группе Цель: Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, представление о мебели и её назначении. Задачи: -Расширять и систематизировать.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Автор публикации:
Маркеры игрового пространства «Поддержка детской игры»
Опубликовано: 14 мая 2023 в 19:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Маркеры игрового пространства «Поддержка детской игры»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Семикашева (УИ 35064) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД