Людмила Исакова
«Подарок для Осени». Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
"Подарок для Осени"
Интегрированное занятие в подготовительной группе
(для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием)
МБДОУ № 205 «Центр развития – детский сад»
Учитель-логопед: Исакова Л. Ю.
Педагог-психолог: Ананина О. А.
Программное содержание:
1. Обобщить знания детей о характерных признаках осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
2. Учить дифференцировать красный, желтый, синий цвета.
3. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.
Публикация «„Подарок для Осени“, Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ФФНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
4. Учить создавать рисунок в смешанной технике, радоваться полученному результату.
5. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером и темпом музыки.
Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепить у детей представления об осени и осенних изменениях в природе.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление представления об осени и ее приметах;
- уточнение, расширение, активизация словаря по теме, глагольная лексика и слова – признаки;
- развитие фонематического слуха;
- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчинённых предложений, развитие связной речи).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие длительного плавного выдоха;
- развитие зрительного внимания;
- развитие координации речи с движениями;
- развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;
- развитие восприятия, творческого воображения;
- развитие эмпатии, рефлексии своей деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитывать художественное восприятие объектов природы.
Оборудование: музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», магнитная доска, портреты времен года, дерево с листочками, панно «Осенний лес», схема-план для описания овощей, картинки с изображением овощей, карточка «Осенние листья деревьев», краски гуашевые в больших банках (на каждой банке прикреплено задание-инструкция, кисти, шаблон платья осени (для самостоятельного рисования, схема – рисунок с изображением капель дождя (для воспроизведения ритмического рисунка).
Учитель-логопед и педагог-психолог распределяют между собой задания
(в конспекте действия и слова взрослых для удобства объединены
словом - "педагог")
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит музыка П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». (Дети входят под музыку). На магнитной доске – портреты времён года.
Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости. Все вы с ними знакомы. А узнать их нам помогут загадки.
загадки о временах года
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня (Весна)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я - (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - (Осень)
Изучение нового материала:
Педагог: Молодцы! Правильно – это времена года. Но посмотрите, что же случилось с Осенью? Косы ее растрепал осенний ветер, краски платья – смыл дождик. Давайте поможем вернуть ее прежний красочный наряд.
Для этого необходимы краски, да непросто краски, а «волшебные
природные». Сама природа наградит нас ими за каждое правильно выполненное задание.
Дыхательная гимнастика.
Листопад, листопад
Листья по ветру летят.
Он их в воздух поднимает
Ими землю устилает.
Ветерок с листвою дружит.
Он их кружит, кружит, кружит.
(Дети дуют на дерево с осенними листочками).
Игра «Угадай, чей лист» (за выполнение – желтая краска)
Педагог: Листопад сорвал с деревьев листья и принес их ребятам.
Вот листья разные
Желтые и красные.
Вы листочки все возьмите,
Их название скажите.
Педагог: Нужно назвать дерево, с которого упал лист и сказать, какой он.
Образец ответа: «Этот лист упал с берёзы – это берёзовый лист». И т. д.
Педагог: Какие вы молодцы! За ваши ответы природа дала нам желтую краску. Как вы думаете, что может быть желтым? (ответы детей)
Педагог: Хорошо. Что же ждет нас впереди?
Игра «Узор дождя».
Педагог: Кто всю ночь по крыше
Бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Ответы детей: дождь.)
Педагог: Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на «окне» «узор». Давайте его оживим и озвучим.
Дети по показу выстукивают ритм в соответствии со схемой- изображением (чередование громких и тихих ударов).
Педагог: У вас получился настоящий осенний дождь. А вы знаете, что у дождя есть братья-дождики. Вот сейчас мы с вами узнаем историю одного из них. Слушайте внимательно.
Сказка «Помоги дождику узнать – хороший он или плохой?» (за выполнение синяя краска)
"Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал, что его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и понял, что его зовет полевое зёрнышко. Полил его дождик, и вырос колосок. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказал колосок. Запрыгал дождик от удовольствия по полю и…облил мышку. Заплакала мышка: «Плохой дождик: намочил мою шерстку, мне холодно и зябко!» Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересыхает». Припустил дождик, что было силы, и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!» Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!» Снова припустил дождик.
А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?» А вы, ребята, как думаете? (ответы и рассуждения детей)
Педагог: Дождик хочет сказать вам спасибо, вы действительно ему помогли. Вот вам баночка с синей краской. Что может быть синего цвета? Хорошо.
Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте в круг.
(Негромко звучит музыка. Дети по показу выполняют движения.)
Динамическая пауза «Осенью»
Слова педагога: Выполняемые движения:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели
Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели
В теплые края. Изображают улетающих птичек.
Педагог: Интересно, а что еще нам приготовила осень?
Игра «Щедрый урожай» (за выполнение – красная краска)
Педагог: Осень богата урожаем! Она принесла нам свои подарки, но не простые. Нам надо отгадать их.
Дети берут по одной картинке (овощ) и, не показывая друг другу, составляют по схеме – картинке загадки (описание овоща). Остальные дети отгадывают.
Педагог: Какие вы молодцы! Теперь пришла пора и нам сделать подарок для осени. Посмотрите на нее. Какая она ненарядная, а ее сестры (другие времена года) в своих чудесных платьях. Мы тоже можем подарить осени платье, да не одно, а много. Пусть носит их и радует нас!
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят – пальцы плотно прижимаем к ладони
Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут – трясем кистями
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем – «моем» руки, дышим на них
Добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем
Гладить ласково начнем - гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки - скрестить пальцы, ладони прижать
Поиграют пусть немножко - пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать - каждый палец зажимаем в кулачке
Раз, два, три, четыре, пять будем платье украшать!
Игра «Наряд для осени» с элементами арт-терапии.
Педагог предлагает детям приготовить кисти и краски.
Дети под музыку раскрашивают платье для осени.
(дети работают с шаблонами платьев из альбомных листов)
Анализ работ детей. Выставка
Педагог: Замечательные наряды получились для Осени. Она нам так благодарна!
«Гимнастика для глаз»
Мы неплохо потрудились,
Наши глазки утомились.
Мы погладим их ладошкой
Отдохнут пусть хоть немножко.
Дети закрывают глаза, а когда открывают – видят перед собой портрет красочной нарядной осени.
Итог занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите на нашу Осень! Ей очень понравились все ваши платья, и из каждого она что-то взяла. Получился вот такой наряд.
(Дети рассматривают портрет осени)
Педагог: Что мы можем сказать о нашей гостье? Кто больше слов скажет, какая осень? (Ответы детей: дождливая, холодная, пасмурная, ветреная, теплая, сухая).
Педагог: Что собирают осенью? (Ответы детей: урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).
Педагог: Как вы думаете, какое у осени настроение?
Список литературы:
1. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт. -сост. : И. А. Михеева, С. В. Чешева. – СПб. :КАРО, 2009. – 256 с. : ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
2. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - 2-е изд. – М. : Изд-во ГНОМиД, 2001. – 48 с. – (Практическая логопедия).
3. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей (М. А. Панфилова. – М. : Издательство ГНОМ, 2011.-160 с.
4. Тренинг по сказкотерапии. – СПб. : Речь,2000.- 254 с.
5.www.logoportal.ru (динамическая пауза «Осенью»).