Галина Уливанова
Почему в детских работах не видно восторга души
▼ Скачать + Заказать документы
Как правило всех педагогов интересует вопрос: почему на занятиях по деятельности дети не могут себя раскрыть. Технически рисунки дети выполняют правильно, а творчества, "восторга души" в их работах не видно. Почему?
Возможно, это объясняется:
- нехваткой времени на занятиях,
- робостью детей, детской неуверенностью в себе. в своих силах,дети рисуют отступая от образа.
- занятия слишком похожи на "уроки". В них слишком много времени словесным объяснениям и показа техники выполнения рисунка.
Публикация «Почему в детских работах не видно восторга души» размещена в разделах
- не проводится должная предварительная работа по обучению детей изобразительному искусству.
- не учитываются индивидуальные особенности детей.
- педагог объясняет материал с позиции "взрослого" а не ребенка.
Я хотела бы предложить следующие приемы обучения изобразительному искусству, которые могут раскрыть творческую сторону детей.
- Сократить время словесных объяснений и показ техники выполнения рисунка. Вместо этого дать детям возможность работать самостоятельно.
- При показе техники рисования можно использовать стеклянную доску. С одной стороны стеклянной доски встает педагог,а с другой стороны находятся дети. таким образом, педагог видит: внимательно ли дети следят за действием педагога? Интересно ли им? Дети видят кисть и движения ворса по стеклую Кроме того, с другой стороны доски можно стать любой ребенок и повторить за педагогом все его движения.
Этот прием развивает в детях такие качества, как уверенность в себе, своих силах, а также огромное желание рисовать.
Использовать в своей работе.
Игры с красками, такие как:
- смешивание красок
- рисование каплями красок на сыром листе (сливание красок)
Очень важно:
- Выполнение детьми тонирование бумаги (создание фона рисунка). Благодаря этому приему дети перестают боятся размывать краску водой прямо на листе бумаги. получать нужный оттенок, а потом рисовать на тонированной бумаге чем хотят: карандашами, мелкой тушью, акварелью, гуашью. Тонированную бумагу нужно готовить до занятия, для того, чтобы времени на сам рисунок осталось больше.
- Предварительная работа дает хорошие положительные результаты в процессе обучения детей рисованию.
Очевидно, что каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники "действовали" в своих картинах, иными словами "жили" в ней. Времени на занятия на то, чтобы подготовить юного художника к этому, бывает очень мало: ребенку надо выслушать объяснения воспитателя по теме рисунка,увидеть показ приемов рисования, подумать,что и как нарисовать на листе бумаги. Поэтому в предварительной работе необходимо больше внимания уделять "составлению" сюжета рисунка. Например, педагог с детьми обсуждает: что произойдет в квартире? Как это нарисовать? Можно взять большой лист ватмана и,сидя в кругу детей, нарисовать то, они придумали по заданному сюжету. Изображая таким образом сюжет будущего рисунка, педагог показывает технику выполнения рисунка. Тогда н самом занятии педагогу остаются только напомнить о более сложном, трудноуловимом.
В предварительную работу можно перенести и рассматривать репродукции картин художников, детских работ, иллюстраций из книг. У детей есть больше времени внимательно рассмотреть предложенный зрительный ряд, и подумать, обговорить. Будет замечательно если зрительный ряд дополнит литературное или музыкальное сопровождение.
Много дает детям и наблюдение на прогулке. После таких наблюдений особенно у реки, в лесу, ребенок очень внимательно рассматривает репродукции пейзажей.
Хотелось бы также напомнить педагогам, что дети видят мир другими глазами. А педагоги обучают их и видят мир "взрослыми" глазами.