Кузнецова Евгения
НОД «Почему не тонут корабли» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить знания детей о водном транспорте, свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания, познавательную активность.
Материалы: иллюстрации различных моделей кораблей и пароходов; прозрачная ёмкость с водой; металлические предметы: скрепки, магнит, ножницы, чайная ложка, ключ, две баночки из-под леденцов, одна из которых с парусом; поднос, бумажные веера.
Публикация «НОД „Почему не тонут корабли“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия: В начале занятия педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением кораблей, размещенные на доске.
-Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о транспорте. Но для начала разгадайте загадку:
Ходит город-великан
На работу в океан.
О чём эта загадка? (о пароходе, корабле)
Совершенно верно. Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о кораблях. Посмотрите внимательно на доску. Что такое изображено на всех иллюстрациях, вывешенных на доске? (корабль, пароход, парусник, лодка, катер)
-Как одним словом можно назвать их всех? (водный транспорт)
-Почему все они относятся к водному транспорту? (все они передвигаются по воде)
-Для чего нужен водный транспорт? (перевозить грузы, пассажиров, путешествовать)
-Вспомните, из чего раньше строили корабли и лодки? (из дерева)
-Из чего строят корабли теперь? (из металла)
-Как вы думаете, почему?
Дети высказывают свои предположения.
-Ребята, посмотрите. Здесь на подносе у меня лежат какие-то предметы (педагог показывает лежащие на подносе скрепки, магнит, ножницы, чайную ложку, металлическую баночку из-под леденцов и предлагает детям назвать их).
-Ребята, как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к кораблям? Что между ними общего? (все они также как и корабли сделаны из металла)
-Чем отличаются эти предметы между собой?
-Какими свойствами обладает металл? (он твёрдый, тяжёлый, тонет в воде).
-Если мы опустим эти предметы в воду, они поплывут? (нет) Почему? (они тяжёлые)
-А давайте попробуем.
Поочередно дети опускают предметы с подноса в воду и наблюдают за тем, что с ними происходит.
-Что с ними произошло? (они утонули, пошли ко дну)
-Значит, мы можем сделать вывод, что металлические предметы не обладают плавучестью, тонут. Но посмотрите на наши иллюстрации с кораблями. Они тоже построены из металла, и гораздо больше по размеру, однако плавают. Как такое возможно? Почему корабли, построенные из металла, не тонут? (его волны держат, они большие, и т. д.)
Педагог показывает детям металлическую баночку из-под леденцов.
-Это наш с вами кораблик. Он, как и настоящие корабли, сделан из металла. Как вы думаете, он поплывёт? (нет) Почему?
Педагог опускает банку в воду.
-Почему она не тонет?
Дети высказывают свои предположения, аргументируя их.
-Ребята, что находится внутри нашего кораблика (банки? (Воздух)
-А внутри больших кораблей воздух есть? Где он находится? Влияет ли воздух на их плавучесть? Как?
-В кораблях тоже есть воздух, который держит их на плаву. А почему тогда утонули другие металлические предметы? (в них нет воздуха)
-Почему воздух держит корабли на плаву? (он легче воды)
-И всё же, иногда случаются кораблекрушения, и корабли тонут, идут ко дну. Как вы думаете, почему это происходит?
-Как вы думаете, влияет ли на это погода? Как влияет? (сильный ветер и волны)
«….Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
-Когда погода портится, на море начинается шторм, буря. А что такое шторм? Буря? (сильный ветер, гроза, большие волны)
-Как влияет сильный ветер на то, что корабли тонут? (рвёт паруса)
Как влияет вода на то, что корабли идут ко дну? (волны заливают корабль)
Но мы же с вами выяснили, что корабли не тонут потому, что их держит на плаву воздух. Почему же тогда во время шторма происходит с кораблями, что они могут пойти ко дну?
Дети выдвигают свои предположения.
-Давайте мы посмотрим, как влияет сильный ветер на плавучесть кораблей.
Педагог предлагает детям взять веера и начать сильно махать на «кораблик» и понаблюдать, что при этом происходит.
-Что происходит с кораблём при сильном ветре? (начинается шторм, буря и «кораблик терпит кораблекрушение)
-Как вы думаете, а что сильнее влияет на то, что корабли терпят кораблекрушение : вода или ветер? Почему? (они равны по силе)
В конце занятия педагог подводит итог.
-Какой серьёзный вопрос мы сегодня выясняли на нашем занятии? (почему не тонут корабли)
-И почему же они не тонут? (в полостях корабля содержится воздух. Он легче воды, поэтому держит корабль на плаву)