Татьяна Завалишина
Консультация «Почему дети такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети действительно все разные как, впрочем, и взрослые. Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения. Но и это далеко не всё. Сразу же после рождения начинается новый этап, который привносит новые трудности или благоприятные моменты. Эти моменты - не просто «полоса белая, полоса черная», а уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребенка. Взрослея, он приобретает все новые и новые черты; прошлые его особенности характера переплетаются и вливаются в новую взрослеющую личность. И так - всю жизнь. Хоть и считается, что характер формируется к 18 годам, на самом деле человек меняется до старости.
Публикация «Консультация „Почему дети такие разные“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Самое первое, что предрасполагает к развитию личности – гены. Они определяют развитие тех или иных частей мозга, особенности их формирования и множество моментов, связанных с характеристиками межнейронной передачи информации. Связь между нейронам - крайне важная штука. В результате реализации этого генетического багажа кому-то достаются более развитые участки мозга от природы, кому-то меньшие; у кого-то информация передается быстрее, у кого-то медленнее, а у кого-то импульс между нервными клетками рассеивается, и вообще не доходит до адресата.
О том, как и какие гены влияют на формирование личности, еще пока полностью не выяснено. Сейчас существует довольно много публикаций, которые связывают те или иные гены с различными личностными характеристиками и способностями человека. Например, совсем недавно было выяснено, что способности ребенка на поприще обучения и успеха в жизни зависят от трех генов, связанных с обменом одного из важнейших медиаторов в мозге – дофамина. Как они сочетаются, и в каком виде присутствуют (существуют варианты генов, которые работают по-разному, определяет будущий академический успех.
Кроме того, гены могут проявлять чувствительность к разным вредностям. Часть людей крайне чувствительна к разным вредным влияниям извне – токсинам, перепадам температуры, стрессам и различным болезням. Их мозг в гораздо большей степени поддается влиянию этих негативных факторов. Другие же совсем могут не заметить, что что-то идет не так.
Ребенок может сильно отличаться от родителей, и тогда возникает естественное желание изменить его. Например, быстрой, активной маме трудно смириться с тем, что ее малыш делает все медленно. Она старается «перевоспитать» его, однако нередко результаты ее стараний оказываются прямо противоположными, поскольку некоторые качества изменить невозможно, да и не нужно. Важно уметь принимать малыша таким, какой он есть, помогая ему приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.
Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в «тихоню», невозможно, да и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителям важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.