Елена
Конспект занятия в подготовительной группе «Победа жителей блокадного Ленинграда и войск Советской Армии»
▼ Скачать +Заказ
Занятие
«Победа жителей блокадного Ленинграда и войск Советской Армии»
(подготовительная к школе группа)
Цель: расширение представлений детей о Великой Отечественной войне; формирование патриотических чувства, любви к Родине, гордости за свою страну, уважения к ветеранам войны; развитие речи, памяти.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Победа жителей блокадного Ленинграда и войск Советской Армии“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда и беседа по ним, заучивание стихотворений.
Оборудование: флаг Российской Федерации, подставка для флага, музыкальный центр, экран, проектор, презентация «Победа жителей блокадного Ленинграда и войск Советской Армии», фонограммы (песня «Священная война», сигнал воздушной тревоги, сигнал отбоя воздушной тревоги, запись метронома, отрывок симфонии Д. Д. Шостаковича «Седьмая симфония», песня «День Победы»)
Ход
Звучит гимн Российской Федерации, дети, которые сидят встают.
Два ребенка вносят в музыкальный зал флаг Российской Федерации
Воспитатель
Доброе утро, дети. А ведь утро на самом деле доброе. Доброе потому что мы с вами каждый день живем под мирным небом, слышим голоса птиц, а не взрывов снарядов. И сегодня мы поговорим о небольшой, но очень важной победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Это победа жителей города Ленинграда, который сейчас называется Санкт-Петербург и войск Советской Армии, так раньше назвалась армия Российской Федерации.
22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия (слайд 2).
Весь народ нашей большой Родины встал на защиту Отечества (звучит песня «Священная война») (слайд 3).
Началось война – лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы (слайд 4)
Жители Ленинграда готовились к обороне города, рыли окопы для солдат (слайд 5)
Ребенок:
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою мир отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Воспитатель
Фашисты окружили Ленинград со всех сторон, взяв его в блокаду. В город перестали привозить продукты. Отключили свет, воду. Наступила зима, настали страшные блокадные дни (слайд 6)
Почему эти дни жители блокадного города считали страшными? (ответы детей)
Город изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, выла сирена (слайд 7).
У водоразборной колонки, установленной на углу ул. Дзержинского и Загородного проспекта люди, выстраивались в длинную очередь, чтобы набрать воды (слайд 8).
Люди набирали воду и в невской проруби (слайд 9).
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). Во время авианалетов фашистов взрослые вместе с детьми прятались в бомбоубежище (звучит запись отбой воздушной тревоги). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается (слайд 10).
Охваченный войною Ленинград. На улицах трамваи, замерзшие стоят. Разрушенные здания и надпись на стене: «Опасно при обстреле на этой стороне» (слайд 11).
Катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов (слайд 12).
125 грамм – вот такой маленький кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Как вы думаете, как относились после окончания войны к хлебу жители блокадного Ленинграда? (слайд 13)
Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа вспоминали, как делили блокадный паек. Рассказывали про особое отношение блокадников к хлебу и прочей пище уже после войны. Они все всегда съедали до чиста, не оставляя ни одной крошки (слайд 14).
Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от большой земли. Оставался единственный путь, по которому могла осуществляться связь с городом – это Ладожское озеро. Первый санный обоз отправляется в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера (слайд 15).
Движение транспорта по «Дороге жизни». Так называли дорогу, по которой в Ленинград доставляли продукты.
Как вы думаете, почему дорогу по Ладожскому озеру называли дорогой жизни? (Ответы детей)
«Дорога жизни постоянно обстреливалась фашистами. Люди, которые возили продукты в Ленинград постоянно рисковали своей жизнью, но старались помочь жителям осажденного города (слайд 16).
Ребенок
И город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Ребенок
Она спасеньем Ленинградцев стала
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова небо мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Воспитатель
Не смотря на все тяготы жизни, выпавшие на долю Ленинградцев, жители помогали бойцам приближать победу, изготавливали снаряды (слайд 17).
Наравне со взрослым на заводах блокадного Ленинграда работали дети (слайд 18).
Ребенок
В блокадные дни под обстрелом в снегу.
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Там гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд.
Прямо на улицах города женщины обрабатывали землю под огород. Где сажали морковку, капусту (слайд 19).
Дети блокадного Ленинграда помогали взрослым выращивать овощи (слайд 20).
Не смотря на все ужасы блокады Ленинградцы продолжали жить и работать, сочинять музыку, ходить на концерты. Известный советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в блокадном Ленинграде создал свою седьмую симфонию, которую посвятил жителям Ленинграда. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. (звучит отрывок симфонии Д. Д. Шостаковича) (слайд 21).
Какая по характеру музыка Д. Д. Шостаковича? (Ответы детей)
Да, вы правы, в музыке мы слышим волю к победе и непреодолимую силу духа русского народа, его стремление выдержать все испытания войны и обязательно победить врага.
Вглядись в эту фотографию (слайд 22).
И в эту. Вы поймете, как жили ленинградцы в дни блокады (слайд 23).
Несмотря на тяжелое время. Работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев (слайд 24).
18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, державшее в своих оковах город на Неве (слайд 25).
27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады (слайд 26).
Ребенок
На Невском проспекте есть надпись одна.
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Ребенок
Зачем эту надпись город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
Ничто не забыто! Никто не забыт!
Чтоб помнили все слова эти.
Воспитатель
Как вы думаете, какие чувства испытывали жители Ленинграда, когда сняли блокаду города? (Ответы детей)
Да, это были чувства радости, счастья. Эта была одна из небольших побед, которая приближала нашу большую победу, которую мы отмечаем с вами каждый год 9 мая, наш главный праздник День Победу (звучит песня «День Победы»).
Источники
1. https://foto-history.livejournal.com/4781050.html
2. https://magesqueen.livejournal.com/68271.html
5. https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya