Пушкарева Ангелина Сергеевна
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей : 4-5 лет
Тема: “ Планеты Солнечной системы ”
Подготовительная работа: беседа о строении солнечной системой; знакомство с понятиями Вселенная, космос; рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах; беседа о планетах и их основных характеристиках;
Продолжительность: 40 минут
Материалы и оборудование: ноутбук, белая бумага А4, карандаши, SMART-доска, материал для дид. игры, материал для проведение опыта.
Публикация «Конспект занятия для детей 4–5 лет „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Средняя группа
- Темочки
Цель: знакомство с Солнечной системой, сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи:
Образовательная
Активизировать словарный запас по теме «Космос» : космос, Солнечная система, Солнце, Земля, Юпитер, Марс, Венера, Уран, Нептун, Сатурн, Плутон, Меркурии, звезды.
Осваивать с детьми элементарные навыки речевого этикета;
Развивающая
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение договариваться, общаться;
Воспитательная
Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.
Ход занятия:
А ну-ка, поведите своими носиками, понюхайте! Чувствуете запах? Это запах необычного путешествия. Этот путь будет долгим и трудным, а чтобы преодолеть все препятствия, давайте возьмем с собой в дорогу наши добрые пожелания.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
В: А вы хотели бы побывать в космосе? А что бы вы хотели там увидеть?
Воспитатель:
Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. Возьму-ка я карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедим? (нет) почему?
Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедим (нет) почему?
Ребята давайте посмотрим что или кто быстрее долети до Солнца? Что добралось позднее всех? 2? 3? А что быстрее?
Чтобы дойти до Солнца пешком, потребовалось бы 2000 лет.
Чтобы доехать до Солнца на автомобиле, нужно было бы 200 лет.
Чтобы долететь до Солнца на самолёте, надо 20 лет.
Чтобы долететь от Земли до Солнца на ракете или космическом корабле, требуется 7–8 месяцев.
Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим (на ракете). А почему именно ракета? (ответ детей)
Воспитатель. Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд карта Земли). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что же с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты, Солнце)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
Воспитатель. Давайте, проведем опыт.
Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,
А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.
Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Солнце притягивает планеты и другие небесные тела, не давая им разлететься в космосе, а планеты не сталкиваются друг с другом. т к. движутся каждая со своей скоростью и по своему пути. орбите. Чем дальше планета от солнца, тем длинее ее орбита Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.
Воспитатель. Чего не хватает на нашей карте? (планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту
Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.
Воспитатель проводит с детьми гимнастику:
Завести моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты (кончики пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты (присесть)
Пуск (резко подпрыгивать и руки в верх).
1. МЕРКУРИЙ
Воспитатель: Внимание. Посмотрите в иллюминаторы к какой планете мы приближаемся (дети называют)
-Ребята, что вы сами знаете о планете Меркурий?
Воспитатель:
.Молодцы! Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. На планете абсолютно нечем дышать. Ни один человек не ступал на Меркурий.
Воспитатель: - Как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?
- Как вы думаете, какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород)
2. ВЕНЕРА
Воспитатель: Мы прибыли на какую планету? (Венера).
-Что вы знаете о этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: : Это самая горячая планета. Окружена плотной атмосферой, богатой сернистым газом.
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте
-Мы будем приземлятся на планету? Почему, какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород) из углекислого газа
Воспитатель: Ребята, продолжать путешествие
3. ЗЕМЛЯ
Воспитатель: Мы пролетаем мимо (над) нашей планеты.
- Как называется планета на которой мы живем? (Земля).
-Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).
4. МАРС
Воспитатель: Как она называется? (Марс).
Ребята, вы знаете, как эту планету называли раньше (Планетой войны) верно.
На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп.
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.
5. ЮПИТЕР
Воспитатель: Мы прилетели на планету (Юпитер). Что вы знаете о этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. Воспитатель: Берем курс на Следующую планету (Сатурн).
6. САТУРН
Воспитатель: Что вы знаете о этой планете?
Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.
7. УРАН
Воспитатель:
Уран — это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
8. НЕПТУН
Воспитатель: Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
9. ПЛУТОН
Воспитатель: Ребята, а теперь нас ждет самая далекая планета – Как она называется (Плутон). Мы приближаемся.
-Как вы думаете холодная эта планета или теплая?
Дети: Это очень холодная планета.
Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.
Воспитатель: Ребята мы с вами большие молодцы, побывали с вами на все планетах, теперь пора возвращаться домой.
Ребята, нам на пути встретились космические жители, жители других планет или по-другому мы их называем как?
Как вы себе представляете они могут выглядеть?
Предлагаю Вам творческое задание «Вот такой наш друг – инопланетянин».
Перед вами листы бумаги и карандаши, вам нужно поделиться на 3 команды и нарисовать инопланетянина. Давайте приступим к выполнению задания.
А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета.
(дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо - влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводят руки в стороны)
Ей передадим привет.
(поднимают руки вверх и машут)
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна — кольца. На конце каждой ленты — цифры от 1 до 9.
Солнце : Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)
Ребенок — Меркурий берется за ленточку N1.
Меркурий: Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.)
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку N9.
Плутон: Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета. ( все: Земля)
На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от Солнца находится наша планета? (На 3-м.)
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку N3.
Земля: На планете чудеса :
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно вторую и четвертую орбиты.
Венера: Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
Марс: Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
А эта планета гордится собой.
Поскольку считается, самой большой.
— Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита N5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки N5.
Юпитер: Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
Ребенок — «Сатурн» занимает орбиту N6.
Сатурн: Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
А что за планета Зеленого цвета? (Уран).
Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету N7.
Уран: Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Ребенок в шапочке «Нептуна» занимает орбиту N8.
Нептун: На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
(звучит музыка)
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Вот и подошло к концу наше путешествие по Галактике.
Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?
- Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.
- Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Сколько планет в солнечной системе(9) Планета Солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за ее красный цвет (МАРС) Чем знаменита планета Сатурн (планету окружают кольца КОЛЬЦО)Вам понравилось наше занятие?
Хотели бы вы еще когда-нибудь побывать в космосе?