олеся самодурова
Консультация «Песочная терапия. Создание сказок в песочнице: основные техники»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный пес ком, а другой—водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробку с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловен-фельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Публикация «Консультация „Песочная терапия, Создание сказок в песочнице: основные техники“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Впервые в качестве «средства лечения» песок открыл швейцарский психоаналитик и философ Карл Гюстав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум». А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, - это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
Опираясь на теорию Юнга, его ученица, психоаналитик Дора Калф, в 50-х годах прошлого века создала песочную терапию (sand-play - по-английски «песочная игра») - метод, который сегодня психологи и психотерапевты используют для работы как с детьми, так и со взрослыми.
Дора Калф: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения на плоскость песочницы фантазий, травм, формирования контроля над своими внутренними побуждениями».
Направления Sandplay
• Sandplay c большой буквы «S» - это классическая форма юнгианской песочной терапии
• sandplay с маленькой буквы «s» -это различные модификации метода:
- арт-терапия,
- сказки на песке,
- создание мандалы,
- педагогические развивающие техники
Преимущества песочной терапии перед другими методами:
1. Не имеет ограничений (возраст, интеллект).
2. Позволяет снять контроль сознания.
3. Освобождает творческий потенциал человека.
4. Способствует возврату человека в прошлое (повторное переживание и освобождение от него).
5. Даёт человеку шанс от роли «жертвы» перейти к роли «творца» личной жизни.
6. Обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов.
7. Создаёт связь между сознательным и бессознательным человека.
8. Является понятным способом самовыражения для детей.
9. Развивает способность к преодолению трудностей.
10. Помогает повысить самооценку и обрести веру в себя.
11. Способствует повышению ответственности за свои действия и поступки.
12. Даёт возможность ребёнку и взрослому быть самим собой.
Что нужно для игры в песок?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или индивидуально, его размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» — по бокам его могут быть ручки для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.
Дли занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прока-ливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным пли слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
Таким образом, песок задает символическую линию горизонта.
3. Коллекции миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
— человеческие персонажи;
— здания: дома, школы, церкви, замки;
— животные: домашние, дикие, доисторические, морские
и пр. ;
— машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
— растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;
— постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для
скота;
— естественные предметы: ракушки, неточки, камни, кос
ти, яйца и пр. ;
— символические предметы: источники для загадывания
желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;
— сказочные герои : злые и добрые;
— религиозные предметы и сувениры;
живая зелень и пр. ;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. ;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Игра:
- спонтанная:
стимулирует самостоятельность в сказкотворчестве,
позволяет понять, что происходит во внутреннем мире рассказчика
развивает речь и воображение
дает возможность осуществить мягкую коррекцию и (или) символическую реставрацию.
Закон символической реставрации: Многократно повторяющееся символическое действие постепенно меняет ход мыслей и самоощущение. Благодаря ему постепенно меняется жизненная ситуация и реальность.
- ведомая игра:
знакомит с контекстом,
устанавливает правила взаимодействия
приучает слушать и действовать одновременно
приучает к авторитету ведущего.
С чего начинается работа?
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с коллекцией фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве — сейчас ему важно проработать имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто растворяется, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Далее ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается сказочная инструкция : «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».
Безусловно, это не единственный вариант введения в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».
Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы : раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять. Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.
Некоторые дети начинают построение песочной картины с ландшафта : прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.
Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней :
— что это за мир, сказочная страна,
— какие существа ее населяют, какой у них характер, что
они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно
расспросить о каждой фигурке,
— в каких взаимоотношениях они находятся между собой,
— всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране,
если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало луч
ше, что можно изменить,
— какие события будут происходить в этой стране, что бу
дут делать герои дальше?
Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять — ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.
По окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на симво-лического-бессознательном уровне опыт.
Обозначим некоторые особенности работы в песочнице с детьми :
- Время занятия – 20-30 минут у дошкольников, до 50 минут у подростков.
- У стандартной песочницы – малая группа (чтобы всем хватало места).
Правила поведения в песочнице
(игры, уборки игрушек, чистки песка и т. д.) Они могут быть озвучены на подготовительном этапе, какие-то из правил будут повторяться на занятиях.
Вот примеры:
• «Волшебным песок становится только в песочнице, если его высыпать, то он превращается просто в грязь».
• «Фигурки живут в сказочной стране, и, если их забирать домой, они будут терять свою силу. Я разрешу тебе взять фигурку (в особом случае, но ты вернёшь её через день (указывается срок, иначе она потеряет свою волшебную силу. Если это условие будет соблюдено – только тогда фигурка будет тебе помогать».
• «У каждого есть свой дом, дом имеет даёт нам силу. У игрушек есть тоже дом – это коробка (полка в шкафу, ящик стола и т. д.). Песочница – это не дом игрушек, в ней они работают. Игрушки – это актёры и они получают сказочные «денежки» - добро, улыбки и проч. Но после работы все возвращаются домой, поэтому мы разбираем песочницу и складываем игрушки».
- Право взрослого быть главным и настаивать на выполнении правил (либо взрослый этим правом наделяет фигурку – хранителя песка, песочного человека и т. д.
Структура занятия:
1 Введение в игровую среду Приветствие детей.
Дети здороваются с Песочной страной. Вспоминают правила поведения.
Детям дается установка на внимательное слушание и активное участие.
2 Знакомство со сказкой и ее героями Прослушивание начала сказки. Создание сказочного сюжета на подносе с использованием миниатюрных фигурок
3 Возникновение конфликта и трудностей В сказке появляются «силы зла», которые «разрушают» созданную картину на песке. Происходит отыгрывание негативных эмоций.
4 Выбор помощи (нахождение ресурсов) Обращение к ребенку за помощью: что делать? как можно помочь героям сказки?
5 Борьба и победа Ребенок разыгрывает сцены борьбы со злом. Вместе с ребенком придумывается продолжение сценария
6 Утверждение победы Спонтанное продолжение игры, где происходит завершение сюжета.
7 Заключительный Выведение из игровой среды.
Рефлексия, обсуждение полученного опыта (ребенка спрашивают, что он будет делать, если попадет в подобную ситуацию).
Планирование дальнейших приключений.
Прощание.
Правила для психолога:
- больше наблюдать, проявлять активное слушание,
- не прерывать игру, не менять расположение фигур,
- нельзя критиковать, ставить оценку,
- исключить вопросы «Почему?» и «Зачем?»
- нельзя комментировать или уделять внимание какой-либо фигурке (которая возможно заинтересовала психолога,
- можно аккуратно задавать ребенку уточняющие (открытые) вопросы,
- наблюдать за поведением ребенка во время сессий и темы его подносов,
- желательно фотографировать подносы, фиксировать протокол сессии.
Символизм пространственного расположения
предметов в песочнице
Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы. Если в процессе создания песочной композиции он будет “ходить кругами”, все ниже сказанное, потеряет смысл.
Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равных части по вертикали, и три равных части по горизонтали. Таким образом, “песочный лист” размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука – правая. У левшей – всё будет зеркально.
По вертикали:
“Женская” часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.
Левая часть – это то, что человек уже имеет, на что может опираться.
Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует “Я” клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент. “Мужская” часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.
Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.
По горизонтали:
Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Земля, почва под ногами.
Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.
Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице, может дать важную информацию об особенностях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос, какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми? Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.
Например, все фигурки композиции смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалось при этом совсем пуста. Перед нами человек – мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Может быть, ему сложно воплощать свои идеи в реальности. Может быть, он слишком “когнитивен”, любит рассуждать, но не действовать. А, быть может, он сейчас находится в такой ситуации, когда “почва уходит из-под ног”. Так или иначе, психолог будет строить программу “заземления” клиента (от медитаций на тему “Дерево” до специальной игры в нижней части песочницы, - все это на бессознательно-символическом уровне способствует “заземлению”). Причем, иногда полезно даже составлять четкие планы действий.
Люди “приземленные” заполняют нижние сектора песочницы. В этом случае, развитие фантазии на занятиях песочной терапией станет важным уравновешивающим моментом.
Другой пример. В картине заполнены левая, и частично центральная части, в правой части – пустыня. Автор говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. О чем говорит подобная диспозиция? Человек страшится будущего? Социума? Мужской фигуры (автор – женщина? Возможно. Ясно одно – в процессе терапии правая часть должна постепенно заполняться.
Смещение основной композиции в левую или правую часть песочницы может указывать на человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.
Посмотрим теперь, о чем могут рассказать фигурки, попадая в определенный сектор песочной картины :
Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине.
Фигурки, находящиеся центральной верхней части, могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.
В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы, до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.
Попавшие в центральную левую часть фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной. В этой части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления. Нечто значимое. Неважно осознаваемо это, или нет.
Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.
Фигурки, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершенные в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребенком.
В нижней центральной части находятся фигурки, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношения к ним. А также актуальные желания клиента. Попавшие в правую нижнюю часть фигурки, символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам.
Несмотря на кажущуюся доступность пространственно-символической информации, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Необходимо помнить о том, что мы имеет дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы. Иногда лучше “добывать” информацию из других ключевых характеристик.