Ирина Якушева
Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Публикация «Песочная игротерапия как средство развития речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день дети с интеллектуальными и речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями. Нарушение познавательной деятельности является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Именно сенсорное и речевое развитие являются фундаментом умственного развития ребёнка.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Сегодня стоит вопрос о применении метопредметного подхода как наиболее эффективного способа организации педагогического процесса, позволяющего развивать познавательную, эмоциональную, практическую сферы личности ребёнка.
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна и для нашего дошкольного учреждения.
Дети такой «группы» с первых месяцев жизни отстают в психомоторном развитии. Характерны ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, наличие аффектов, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес. Решение такой задачи как: «Охрана, укрепление психического и физического развития детей и их эмоционального благополучия» является приоритетной, основополагающей при работе с данной категорией детей.
Песочная терапия используется для коррегирования психических отклонений и при этом она оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Известны работы В. М. Бехтерева (русский невролог, психиатр и психолог) в этой области.
В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы, расширяется словарный запас, дифференцируются и автоматизируются звуки.
Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, позволяет использовать песочницу, начиная уже с трех лет. Игры на песке - это естественная деятельность ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, осуществлять системно - деятельностный подход на этой основе. Данная техника, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и подгрупповых или же на фронтальных занятиях.
Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через игры с песком, рисование на песке и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию качественной подготовки детей к школьному обучению.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Принцип «терапия песком» был предложен К. Г. Юнгом (швейцарский психолог и философ). Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение. Человек выступает в песочнице как созидатель. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности :
- игры с песком имеют определё нное функциональное значение: мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер;
- игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений;
- игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения.
В играх с песком существуют определенные правила, формируется умение работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану.
- данные игры влияют на психическое развитие ребёнка. Играя, мы развиваем речь, память, воображение, внимание, мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаются коммуникативные навыки.
Игры с песком разнообразны:
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, города, страны и т. д. ;
- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Нами были апробированы следующие методы и приёмы используемые в песочнице :
-дискуссии;
-беседы;
-игры – коммуникации;
-познавательные игры;
-рисование песком;
-элементы сказкотерапии;
-музыкальное сопровождение;
-ролевые игры;
-элементы психогимнастики;
-работа в паре;
-проблемные ситуации;
-игры – путешествия;
-опыты с песком.
Благодаря командной работе специалистов и воспитателей через игры с песком успешно решаются следующие коррекционно – развивающие и воспитательные задачи:
- формирование у детей чувства прекрасного;
- формирование положительной мотивации к самостоятельной деятельности, активизация познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, содействие умению разворачивать разные сюжеты, устанавливать и выполнять правила совместной деятельности, вести ролевой диалог, развитие умения действовать по инструкции взрослого сверстника;
- коррекция эмоционально-волевых нарушений, воспитание доброты, бережного отношения ко всему живому;
- создание условий для развития речи : активизации словаря, усложнение лексико-грамматических конструкций, совершенствование монологической и диалогической речи;
- развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления;
- формирование сенсорных эталонов - цвета, формы, размеров, пропорций;
- коррекция пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики и формирование оптимального тонуса в мышцах руки, обучение специальным движениям (технике игр и рисованию на песке);
- развитие умения адаптироваться в меняющихся условиях, активизация исследовательского интереса.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность. Ошибки на песке исправит проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным!
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
Через игру дети познают то, что находится рядом с ними: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, профессии, транспорт, населенные пункты (поселки, города). Ребята моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. Например: из песка делают горы. Ставят веточки деревьев, изображая лес. Расставляя фигурки животных, рассказывают какие птицы, и животные там живут. Копая реки, моря закрепляют их названия, правильное произношение.
Для совершенствования позитивной коммуникации и развития речи, памяти, мышления в играх с песком используем камешки, гальку, природный и бросовый материал.
Движение пальчиков рук тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идёт параллельно, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие в школе дети могут столкнуться с трудностями при овладении навыками письма.
На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Мы включаем самые разные виды деятельности : рисуем сюжет любимого стихотворения, рисуем или строим с помощью разных мелких предметов дорожки от домиков животных друг к другу, украшаем камушками «тортик», разыскиваем потерянные сокровища…
Рисование за общим столом позволяет детям увидеть работы друг друга и высказать свои комментарии.
Рассказывая стихи руками с помощью песка, мы используем опорные рисунки для заучивания стихотворений. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому запоминание в основном носит непроизвольный характер, а зрительный образ сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающийся просмотром мнемотаблицы, затем рисунок на песке, позволяет детям значительно быстрее запомнить текст.
Наши коррекционно - развивающие занятия проходят в форме специально организованной игровой деятельности. Проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня как часть занятия. Чаще работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами.
Песочница помогает всем детям самостоятельно открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике. Любой малыш является не пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему логопедом, а осваивает нормы речи в процессе деятельности, организуемой логопедом. Ведь наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Говоря о результативности данной работы, мы отметили качественные изменения в развитии связной речи, дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. У старших дошкольников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).
Мы убеждены в том, что с помощью игры с песком обучение детей идёт более эффективно, а воспитание естественно.
Литература:
1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск,2010. – 74с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии,2000.- 50с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2013. - 96 с.
4. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
5. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – C. 18–22.