Дружинина Екатерина
Сценарий музыкальной гостиной «Первые ступеньки детского творчества». Часть II
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ. ВТОРАЯ ВСТРЕЧА. ЗВУК-ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ»
М/р: Ребята, вот и опять музыкальная гостиная гостеприимно распахнула свои двери, приглашая окунуться нас в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать нашу встречу, нам необходимо поприветствовать друг друга. А поможет нам песня.
Песня «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарев (оздоровительная развивающая технология «Здравствуй»)
М/р: То и дело лезут в уши,
Всюду звуки нам слышны.
Потому что мы с рождения
Звуками окружены.
Публикация «Сценарий музыкальной гостиной „Первые ступеньки детского творчества“, Часть II» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все звуки?
Дети отвечают:
-Не интересной!
-Не яркой!
-Скучной!
М/р: Ребята, а что вы знаете о звуках? Какие они бывают?
Дети:
-Звуки бывают шумовыми и музыкальными.
-Звуки бывают громкие и низкие.
М/р: Все ваши ответы-правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто-нибудь знает о том, что такое звук? (Ответы детей)
М/р: Для того, чтобы узнать я приглашаю вас провести эксперимент.
Эксперимент «Откуда рождается звук» (Педагогическая технология «Звук-волшебник», автор Т. Н. Девятова)
М/р: Для эксперимента нам понадобятся линейки (раздать детям линейки пластмассовые). Для начала нам нужно узнать, есть ли у линейки голос, давайте послушаем. Нет, линейка не звучит, если мы до неё не дотрагиваемся. А теперь давайте покрепче прижмём один конец линейки к столу, а за свободный конец дёрнем. (Дети пробуют) Слышите, возникает звук. А теперь остановите линейку рукой. Звук продолжается? (Нет) Давайте снова дёрнем за свободный конец линейки. Что же происходит в этот момент?
Дети: Линейка, дрожит, шатается.
М/р: Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже колебание?
Дети:
-На волну!
М/р: Совершенно верно. Звук-это волна.
Звучит фонограмма пьесы Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
М/р: Это прозвучала пьеса «Полёт шмеля»,композитора Николая Римского-Корсакова. Композитор мастерски передал звуками летящего, жужжащего шмеля.
Слайд «Шмель»
М/р: Посмотрите, какой он большой, красивый, яркий. А как он жужжит?
Музыкально-дидактическая игра «Шмель и комар» (развитие звуко-высотного слуха)
Дети подражают голосом жужжащему шмелю : «Ж-ж-ж-ж»
М/р: Как здорово у вас получается. Но шмель прилетел не один.
Слайд «Комар»
М/р: С ним прилетел комар. Ребята, а песенка комара отличается от песенки шмеля? Как она звучит?
Дети подражают голосом комариному писку: «З-з-з-з»
М/р: Значит писк комара выше и тоньше жужжания шмеля. А вам интересно узнать, почему у шмеля звук получается ниже, а у комара выше?
Дети: Да!
М/р: Для этого эксперимента нам понадобятся расчёски и медиаторы. Расчёски отличаются друг от друга зубчиками. У одних они крупные, у других они тонкие и мелкие. Проведите медиатором по зубчикам расчёсок. Ребята, у всех получился одинаковый звук?
Дети: Нет!
М/р: А почему, как вы думаете?
Дети делают вывод, что у расчёсок с крупными зубцами-звук низкий (шмель, а у маленьких расчёсок звук высокий (комар).
М/р: Звуки получились разные, потому что шмель крупнее комара. Его крылья тоже больше, поэтому ему не надо очень часто ими взмахивать, чтобы взлететь. Колебания получаются редкие, и звук получается ниже. А у комара крылышки маленькие. Ему приходится ими очень часто взмахивать, чтобы летать. Колебания крыльев частые и звук получается выше.
М/р: Ну, раз уж мы заговорили с вами о звуках, тогда ответьте мне, где живут самые красивые, музыкальные звуки?
Дети: В музыкальных инструментах.
М/р: Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да-да, такие, как вы. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, называется игрой? Играют на скрипке, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: оркестр играет. Может с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты?
Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, подул в нее - и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели. Про появление музыкальных инструментов было выдумано множество сказок, легенд и мифов.
Слайд картины М. Врубеля «Пан».
Посмотрите, вот фигура странного существа - получеловека - полузверя. Лицо человеческое, а на лбу – рожки. Руки тоже как у людей, а ноги- козлиные, с копытцами.
Это изображение сказочного существа, бога лесов по имени Пан.
Но что в руках фантастического лесного божества? Видите, ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Его название-флейта Пана.
Козлоногий бог Пан родился таким некрасивым, что его собственная мама испугалась вида новорожденного и убежала от него. Пустилась бежать от страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг дорогу ей преградила река. Нимфа стала умолять реку укрыть её от бородатого чудища. Река услышала её и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы - сиринга или сиринкс. Печальные нежные звуки свирели- сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных сёлах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу.
Вот такая сказка, легенда.
Слушают пьесу К. Дебюсси «Сиринкс»
Дети делают свою свирель из бросового материала (трубочки из под сока обрезают под разной длиной, скрепляют скотчем и получают свою «свирель». Пробуют извлечь звуки.
М/р: Из чего только не добывал человек музыкальные звуки!
Вот морская раковина (слайд). Она была когда-то первой в мире трубой (слайд). А это охотничий рог (слайд, выточенный из бивня слона. Стеклянная гармоника (слайд). Если к её вращающимся стеклянным чашкам прикоснуться мокрыми пальцами, то стекло начинает петь нежным прозрачным голосом. Из козьей шкуры (слайд) мастер сшил пузырь, накачал в него воздух, приладил к мешочку несколько дудочек. Воздух выходит из мешка, дудочка поёт. Это волынка (слайд).
Игра «Угадай по тембру музыкальный инструмент»
М/р: Музыкальные инструменты умеют подражать голосам птиц, зверей, шуму воды, раскатам грома. А скажите, ребята, Вы Кикимору когда-нибудь видели? (Ответы детей). Я её тоже не видела, а только слышала про неё. А рассказала мне про Кикимору музыка. И вот такую историю.
«Живёт, растёт Кикимора у Кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова у неё малым- малёшенько, со напёрсточек, а туловище как соломинка. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи. Зло держит Кикимора на весь люд честной».
Дети слушают рассказ под музыку А. Лядова «Кикимора».
Музыкальный руководитель предлагает нарисовать Кикимору детям так, как они её представляют.
Творческая импровизация на бумаге.
М/р: Ребята, как вы думаете, существует ли Кикимора на самом деле? (ответы детей) Она существует! В музыке, в звуках. Вы вот услышали Кикимору и нарисовали её. По-моему, похоже.
Музыкальный руководитель развешивает нарисованные картины в музыкальном зале.
М/р: Давайте-ка посмотрим, могут ли говорить правду музыкальные звуки, которые ни на что, кроме самих себя, не похожи.
Музыкальная игра «Пять картин»
Первая картина суровая и величественная. Тёмные грозные скалы громоздились одна на другую, о скалы бился ветер, а в тёмном синем небе над ними развернулось северное сияние.
На второй картине играл переливами красок, света и тени искрящийся водопад…
В третьей картине не было ничего необыкновенного. Раздолье зелёного луга, лес вдалеке. Тёплый, нагретый солнцем камень, на котором, наверное, сидит пастушок, наблюдая за стадом, когда выводит его на лужок. А сейчас- тишина…
Четвёртая картина была немного грустной, осенней. Листва с деревьев уже облетела, лишь кое-где горели жёлто-красные костры ещё не сбросивших осенний наряд кустов. Под тонкими струйками осеннего дождика проникли голые ветки берёз. Куда-то вдаль устремилась дорога. Наверное, по ней ушло лето…
Пятая картина изображала воздушный бой. Гонимые ветром облака столкнулись в высоком небе. Солнце подсвечивало их, они светились изнутри и были наполнены цветом.
М/р: Вы, конечно, заметили, что в кино изображение очень часто озвучиваются музыкой. Давайте и мы с вами сделаем наши картины звучащими.
Ребята, вот вам пять музыкальных инструментов, голоса которых вам знакомы. Выберите для каждой картины свой инструмент.
Предложить детям: скрипку, арфу, орган, трубу и гобой. Дети примеряют к картинам голоса то одного, то другого инструмента.
М/р: Молодцы! У вас всё получилось! А теперь подумайте: разве суровые горы когда-нибудь поют голосом органа? Нет, они молчаливы…Струи дождика не поют, берёзы «плачут» бесшумно, а мы заставили эти картины петь печальным голосом скрипки…
Музыкальные звуки не просто рисовали картину, они рассказали историю.
Ну, а какая история ждёт вас дальше, узнаете при следующей встрече в нашей музыкальной гостиной.