Людмила Богданова
«Первые шаги ребёнка в Математику» (младший дошкольный возраст) (сообщение из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЁНКА В МАТЕМАТИКУ»
Младший дошкольный возраст
Воспитатель высшей категории Богданова Л. А.
Публикация «„Первые шаги ребёнка в Математику“ (младший дошкольный возраст) (сообщение из опыта работы)» размещена в разделах
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно, в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьениша, счётные палочки, наглядные модели и другое. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Средства - это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Работая по «Программе «Детство» мы знаем, что чем дети становятся старше, тем в «Программе» больше задач, которые они должны освоить по сравнению с предыдущей группой. От каких же факторов зависит деление по возрастам? Это:
1. Возраст, с которого начата работа по данной программе (если со средней группы (4 5 лет, то желательно пройти программу предыдущего возраста);
2. Состояние психического развития ребёнка. Если у ребёнка задержка психического развития, то желательно начинать работу с программы предыдущей группы. Если ребёнок проявляет интерес и способности к усвоению математических знаний и легко усваивает материал, то можно использовать книги следующего этапа обучения. В младшем дошкольном возрасте (младшая средняя группы) программные задачи группируются по следующим разделам:
1. Количество и счёт
2. Геометрические фигуры;
3. Величина;
4. Ориентировка во времени;
5. Ориентировка в пространстве;
6. Логические задачи.
В разделе «Количество и счет» я начинаю знакомить детей с числами от одного до пяти через художественные произведения и весёлые рисунки, а в средней группе загадываю детям загадки математического содержания, учим стихи про цифры, упражняемся в их написании по точкам, заштриховываем их контурные изображения (это вы наблюдали во время занятия).
Много занятий провожу на соотнесение цифры с количеством предметов, чтобы сформировать представление о взаимосвязи числа и цифры. С порядковым счётом знакомлю детей через известные сказки и литературные произведения («Три медведя», «Родились у нас котята», считалочки и т. н., что делает процесс обучения увлекательным.
Вместе с детьми, выполняем задания на формирование у детей понятий о независимости числа от величины пространственного расположения предметов.
Задания по сравнению двух множеств помогаю детям усваивать в игровой форме (хватит ли белочкам орешков, а куклам конфет)
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку предлагаю задания не только запомнить их название, но и соотносить эти фигуры с предметами окружающего мира. При дальнейшем знакомстве с геометрическими фигурами (средняя труппа) учу детей находить заданную фигуру среди множества фигур; выполняем задания, развивающие мыслительные операции анализ и синтез предметов сложной формы; продолжать ряды из геометрических фигур (алгоритмы).
Усвоению понятий в разделе «Величина», способствуют упражнения игрового характера, при выполнении которых, у детей развивается глазомер, зрительно - двигательная координация (соедини изображение большой кошки с большим блюдцем и маленькой кошки - с маленьким блюдцем, а так же (средний возраст) закрепляем умение правильно пользоваться словами «большой» - «поменьше» - «ещё поменьше» - «самый маленький»; «широкий» - «поуже» - «ещё поуже» и «самый узкий»; «высокий» - «пониже»- «ещё пониже» - «самый низкий»; «короткий» - «покороче», «ещё короче», «самый короткий».
Знакомя детей с частями суток и временами года («Ориентировка во времени», устанавливаем связи между действиями людей и частями суток (утром просыпаемся, делаем зарядку и т. д., сезонными явлениями и временами года (идёт снег, катаемся на санках — зима) по картинкам, иллюстрациям; используем загадки, художественное слово (стихи, логические задачи.
В младшей группе, понятия по «Ориентировке в пространстве» (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу и т. д., в основном даю детям в и трах, во время режимных моментов, повседневной жизни (возьми карандаш, ложку правую руку, надень правильно сапоги: правый на правую ногу, левый на левую; по лестнице спускаемся по левой стороне и т. д.). Поэтому задания на занятии в младшей труппе служат лишь закреплению знаний детей. В средней группе детей учу ориентироваться на листе бумаги, усваивать такие понятия, как левый верхний и нижний угол, правый верхний и нижний угол, середина.
Широко используем логические задачи, при решении которых у ребенка развиваются внимание, память, мышление.
Работа по решению математических задач по программе «Детство» всегда связана с темой и целью игры занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради, (представлены рабочие тетради детей младшей и средней групп). Но, прежде чем предложить детям задания в тетради, провожу с ними аналогичные задания с раздаточным материалом : объёмным (игрушки, овощи, фрукты-муляжи); плоскостным (геометрические фигуры и др.).
Выполнение заданий в тетради провожу по подгруппам, однако не все дети могут выполнить все задания, предполагаемые на одном занятии. Это зависит как от предыдущей подготовки детей, так и от индивидуальных особенностей pe6eнка. Могу провести на одну тему не одно, а два занятия, если в этом есть необходимость. Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное оценивать правильность выполнения задания. Иллюстративный материал в рабочей тетради не только связан с решением математической задачи, но и позволяет детей вовлечь в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, предметах и явлениях окружающего мира. Использую интерес детей к художественному слову для повышения эффективности обучения. Сценарии занятий и тетради для выполнения заданий ребенком позволяют мне широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а так же метод практических заданий.
Физкультминутки, которые органически входят в игры-занятия, представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий. Для решения задач, поставленных программой воспитания «Детство», я придерживаюсь личностно-ориентированной модели обучения и при работе обращаю особое внимание на следующие моменты: до начала занятия внимательно читаю сценарий, если меня что-то не устраивает — вношу изменения; если есть необходимость, провожу по одной теме не одно, а два или несколько занятий; перехожу к следующему занятию, если дети усвоили предыдущий материал; программу стараюсь выполнять последовательно; на протяжении всего занятия соблюдаю доброжелательный тон; с уважением и вниманием отношусь к ребёнку, даже если у него что-то не получается; тщательно и заранее готовлюсь к занятию; стремлюсь к тому, чтобы ребёнок сам захотел выполнить задания; соблюдаю правило нашей профессии: «Человек - человеку - не навреди!»
В разных видах деятельности (играх, играх - занятиях, сюжетно дидактических играх) стараюсь организовывать процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, ч то развивает познавательные способности детей, обогащает их опыт, объем и характер представлений. Формы организаций детской деятельности, направленной на познание, могут быть следующие:
• Повседневная детская деятельность (бытовая, игровая, трудовая, конструктивная и др.);
• Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей в игровой комнате (дидактические игры, совместные (педагог ребёнок, индивидуальные, самостоятельные;
• Специально планируемые игры занятия, которые проводит педагог;
• Игры и упражнения с математически содержанием (Список дидактических игр и упражнений представлен отдельно);
• Игровые занятия, которые насыщены интересным содержанием, творческими задачами.
Одним из основных условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей среды, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий младших дошкольников. В группе в свободном доступе детей находится:
• ящик с бросовым материалом (лоскутки разных тканей, ленточки разной длины и ширины и т. п.);
• 2-3 набора разрезных картинок (плоскостных, на кубиках, пазлы, состоящих из 6 12 частей (младшая и средняя группы);
• матрешки, пирамидки, вкладыши;
• музыкальные игрушки; несколько видов крупной и средней мозайки;
• дидактические игры по всем разделам;
• листы бумаги, карандаши, восковые мелки;
• штампы;
• счётные палочки;
• коллекции открыток; коллекции шишок, каштанов, ракушек и т. п. ;
• образцы различных материалов (дерево, пластмасса);
• различные виды часов
• пластмассовые гвозди, молоточки, дощечки.
С каждым возрастом развивающую среду дополняем предметами, соответствующими требованиям программы воспитания «Детство». Реализуя программу «Детство» по развитию у детей элементарных математических представлений, можно сделать вывод, что полученные знания и умения малыш должен иметь возможность закреплять в повседневной жизни - как в детском саду, так и в семье. Надеюсь, что, работая вместе (дети, воспитатели, родители, мы сможем подготовить детей к следующему этапу обучения в старшем возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т. И. Бабичевой, г. Санкт-Петербург 2014 г.
2. «Математика до школы» Смоленцева Л. А., Михайлова З. А. - СПб: «Акцидент» 2008 г.
3. «Математика от 3 до 7». Михайлова З. А. - СПб «Акцидент» 2007 г.
4. Математика для дошкольников» Учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов» Волгоград «Учитель» 2003 г.
5. «Математика для малышей» Сербина Е. В. М, «Просвещение», 1992 г.
6. «Дети у истоков математики», «Методика обучения математике», Ерофеева Т. Н., Новикова В. П., М., 1994 т.
7. «Игралочка» Петерсон Л. Г., Кочемаеова Е. Е., М., 1995 г.
8. «Математика для детей 3-4 года» Колесникова Е. В. 2016 г.
9. «Математика для детей 4-5 лет» Колесникова Е. В. 2016 г.