Татьяна Почепаева
Первые шаги по ступенькам проектов Л. Г. Петерсон инновационной методической сети «Учусь учиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Время неумолимо летит вперед, на дворе 21 век, век стремительного развития технологического прогресса. Современные гаджеты уверенно вытесняют из жизни людей не только книги, но и простое человеческое общение, умение думать и размышлять самостоятельно.
Образование в России становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Публикация «Первые шаги по ступенькам проектов Л, Г, Петерсон инновационной методической сети „Учусь учиться“» размещена в разделах
Не осталось в стороне и дошкольное образование. Федеральный образовательный стандарт способствовал переходу системы дошкольного образования на новый этап. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.
Воспитатель сегодня - это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать и перестраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества, который не только учит, но и постоянно учится сам, постоянно находится в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Федеральный государственный стандарт требует от педагога обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности, перед которым стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.
С 2017 года наше учреждение является соисполнителем проекта «Механизмы внедрения стстемно-деятельностного подхода с позиции непрерывности образования (ДО-НОО-ООО) федеральной инновационной площадки – Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Институт системно-деятельностной педагогики» под руководством Л. Г. Петерсон, научный коллектив которого проводит большую углубленную работу по внедрению системно-деятельностного подхода.
Начали мы наше сотрудничество в 2012 году с апробации курса «Игралочка» по формированию элементарных математических представлений. Был изучен методические рекомендации, предложенные пособия, раздаточный и демонстрационный материалы. На педагогическом совете было принято решение начать опытно-экспериментальную деятельность со второй младшей группы, где работали опытные педагоги. На заседании творческой группы разработали и утвердили план предстоящей работы. Воспитатели экспериментальной группы прошли курсы повышения квалификации в Липецком институте развития образования и приняли участие в семинаре по программе «Мир открытий». Для родителей группы было проведено собрание, на котором педагоги рассказали о сотрудничестве с «Институтом системно-деятельностной педагогики» под руководством Л. Г. Петерсон и о важной предстоящей углубленной работе с дошкольниками по курсу «Игралочка».
Методические рекомендации, с доступным и подробным пошаговым процессом, позволили нашим педагогам увлекательно проводить занятия по развитию элементарных математических представлений. Дети с удовольствием отправлялись в путешествия, помогали сказочным персонажам в решении проблемных задач, разыскивали сокровища, прокладывали новые маршруты, выстраивая фантастические города. Им даже невдомек, что играя и путешествуя, они решали поставленные воспитателями задачи, находили правильные и точные решения, осмысливая свои действия и проводя анализ своих действий. Воспитатели в свою очередь использовали имеющие навыки и умения по корректировке конспектов, добавляя и расширяя процесс по более качественному освоению детьми экспериментального материала.
Красочные, интересные рабочие альбомы понравились и родителям дошкольников, которые приняли активное участие в образовательном процессе, т. к. все задания выстроены на развитие логического мышления, на способность дошкольников размышлять и обосновывать свои решения, что способствует качественной подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Проводимая работа, одобренная педагогами и руководителями, заинтересовала со временем и остальных воспитателей. Теперь почти все педагоги перешли на обучение детей элементарным математическим представлениям по курсу «Игралочка».
Да и сам методический материал был значительно обновлен, эффективно продумано и оформлено по-новому содержание рабочих альбомов, что еще интереснее для проведения индивидуальной работы с детьми.
Открытые показы познавательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по курсу «Игралочка» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО нашими воспитателями были высоко оценены, так как педагогами широко используется система основных принципов деятельностного метода, как необходимых психолого-педагогических условий организации образовательного процесса в детском саду.
Занятия с детьми дошкольного возраста организуются на основе специфических для каждой возрастной группы видов деятельности, таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, творческая активность и др. Решение всех образовательных задач осуществляется в рамках единого, чаще всего, игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.
Принцип психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, творчества, непрерывности – каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования.