Елена Рева
«Пробуждение чувства патриотизма». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Оказывается, дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера. Которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улицы, городу; чувство гордости за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Публикация «„Пробуждение чувства патриотизма“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка где дети живут. В. А. Сухомлинский говорил «Нельзя пробудить чувство родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение к Родине. И всё реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика.
Бывает, что когда дети, проживающие даже в небольшом городке или поселке, где ещё живы многие исторические ценности и их свято чтут люди, не имеют представления о родном крае, о традициях и обычаях предков, а родители не могут рассказать им об этом в доступной форме. Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности, привить любовь к Родине, научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему что окружает ребёнка с детства, гордость за всю свою страну, одна из приоритетных целей в работе педагогов с дошкольниками.
Любовь к Родине начинается чувства к своему городу, поселку. Важно, чтобы родной город или поселок предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины - родного города, края. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам. Поэтому особое место в работе необходимо отводить знакомству с родным краем.
На занятиях в детском саду дошкольники должны знакомиться с традициями и особенностями народов проживающих на территории своего края.
Чувство Родины начинается у ребёнка к семье, к самым близким людям-отцу, матери, бабушке, дедушке. Поэтому нужно уделять большое внимание к понятию «семья». Прикасаясь к истории своей семьи, своим предкам, зная свою родословную, в детях воспитывается патриотизм
Родная природа – одна из сильных факторов воспитания любви родине. Любование её красотой, бережное отношение к миру природы всё это источники формирования любви к родному краю. Ознакомление дошкольников с животным и растительным миром через беседы, занятия, рассматривание иллюстраций, рассматривание альбома «природа родного края» (что растёт, растения, цветы, деревья, лекарственные растения, рассматривание с детьми физической карты мира, ознакомление с «Красной книгой»- что это и почему она так называется; использование д/и «Кто где живёт?». Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. Любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию перекликается с народными приметами. В процессе общения с воспитанниками можно включать в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.
Издавна на Руси любили праздники, и с особым почтением их отмечали. Необходимо чтить свою историю, знать особенности народной культуры, соблюдать традиции своего народа, чтобы возрождать прежние традиции показать их детям в новом, современном звучании. Народным праздникам уделяется особое внимание. Они тесно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Народная мудрость, которая заключается в этих праздниках и сохранённая в веках, должна быть передана детям.
Календарные праздники в детском саду - важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют у детей развитию чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, смекалку, сообразительность.
Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали её из поколения в поколение, педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.
В дошкольном возрасте ребёнок осваивает огромное информационное пространство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция нашла реализацию в том, чтобы воспитать детей в духе любви к малой Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений.