Ирина Анохина
Перспективное планирование музыкального воспитания в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
"Перспективное планирование музыкального воспитания в старшей группе"
Сентябрь - октябрь. «Осенние контрасты»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Публикация «Перспективное планирование музыкального воспитания в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
"Перспективное планирование музыкального воспитания в старшей группе"
Слушание музыки Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической музыки. Учить различать песенный, танцевальный характер музыкальных произведений. Л. Дакен «Кукушка»; Ф. Куперен «Кукушка»; П. Чайковский «Осенняя песня»; П. Чайковский «Соловушко»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»
Пение Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2, брать дыхание пере началом пения и между музыкальными фразами. Учить инсценировать песню. Формировать умение сочинять мелодии разного характера. «Хоровод подружек» Т. Попатенко; «По грибы» В. Оловников; «Осень» В. Иванникова; «Чудо- крыша» Т. Назаровой- Метнер»; «Песенка лошадки»
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Познакомить с движениями хоровода, менять движения по музыкальным фразам. развивать внимание, двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей. Л. Бетховен «Весело- грустно», «Лендлер»; К. Вебер «Рондо»; С. Майкапар «Россинки»; И. Гурник «Веселые ладошки»; Н. Сушева «Песенка осеннего дождя»; А. Холминов «Дождик»;
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей исполнять простейшие песенки на детских музыкальных инструментах (коробка, треугольник). А. Холминов «Дождик»
Самостоятельная деятельность Побуждать детей заниматься музыкальной, театрализованной деятельностью. Фланелеграф, лесенка, пальчиковый театр, металлофон.
Праздники и развлечения Стимулировать совместную музыкально- игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. «Здравствуй, детский сад!»
«Мир игрушек»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку разного характера : печальную, радостную, полетную и др. Способствовать развитию фантазии: передавать свои мысли и чувства в рисунке, в движении. Развивать тембровый слух детей. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла»; В. Гаврилин «Шествие солдатиков»
Пение Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию. «Уронили мишку», «Идет бычок», «Наша Таня» Э. Елисеева- Шмидт
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество Совершенствовать движение галопа, учить детей правильно выполнять хороводный и топающий шаг. Учить танцевать в красивом, ровном кругу хоровод. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Р. Шуман «Смелый наездник»; Д. Кабалевский «Маленький жонглер»; Л. Книппер «Полюшко-поле»; Польская народная мелодия; Немецкая народная мелодия; М. Красев «Игра в мяч»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей играть в ансамбле В. Гаврилин «Шествие солдатиков»; А. Лепин «Лошадка»
Самостоятельная деятельность Совершенствовать умение детей различать короткие и длинные звуки.
Праздники и развлечения
Ноябрь-декабрь. «Шутка в музыке»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Учить детей различать жанры музыкальных произведений. Воспринимать бодрый характер, четкий ритм, выразительные акценты, настроение, динамику. Развивать ритмический слух, звуковысотный И. С. Бах «Шутка»; В. Моцарт «Музыкальная шкатулка»; Д. Россини «Кошачий дуэт»; Р. Щедрин «Юмореска»; С. Прокофьев «Марш»
Пение Передавать радостное настроение песни. Различать форму: вступление, запев, припев, заключение, проигрыш. Учить петь умеренно громко, тихо. «Песенка про плим» Ю. Тугаринова; «Из чего же, из чего же» Ю. Чичков
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество выразительно исполнять танцевальные движения: полуприседание с поворотом, «ковырялочка», притопы. Развивать творческие способности детей: учить составлять танцевальные композиции. Л. Бетховен «Два экозесса»; Ф. Гендель «Шаолсть»; С. Прокофьев «Марш»; А. Мынов «Приятная прогулка»; Ф. Надененко «В темпе марша»; В. Селиванов «Шуточка»; Е. Тиличеева «Бег»; А. Жилинский «Латышская народная полька»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей играть на детских инструментах по одному и в ансамбле И. С. Бах «Шутка»; В. Селиванов «Шуточка»
Самостоятельная деятельность Совершенствовать тембровый слух детей.
Праздники и развлечения
«Скоро Новый Год!»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку разного характера : печальную, радостную, полетную и др. Способствовать развитию фантазии: передавать свои мысли и чувства в рисунке, в движении. Развивать тембровый слух детей. П. Чайковский «Марш», «Вальс снежных комьев», «Русский танец», «Вальс цветов»; В. Шаинский «Снежинки»
Пение Передавать радостное настроение песни. Различать форму: вступление, запев, припев, заключение, проигрыш. Учить петь умеренно громко, тихо. «Елочка» Л. Бекман»; «Если снег идет» В. Семенова»; «До свиданья» Е. Жарковского
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество выразительно исполнять танцевальные движения: полуприседание с поворотом, «ковырялочка», притопы. Развивать творческие способности детей: учить составлять танцевальные композиции. Л. Бетховен «Два экоссеса»; П. Чайковский «Марш», «Вальс снежных комьев», «Русский танец», «Вальс цветов»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей импровизировать мелодии по одному и в ансамбле. играть слаженно, начиная игру после музыкального вступления М. Шмитц «Марш гномиков
Самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух детей.
Праздники и развлечения Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в утреннике. «В гостях у
Метелицы»
Январь-февраль.
«Веселая зима»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Учить различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка). Побуждать детей эмоционально воспринимать музыкальное произведение. Развивать звуковысотный слух детей А. Вивальди «Зима»; В. Кикта «Новогодняя сказка»; русская народная песня: «А мы масленицу дожидаем», «Прощай масленица»
Пение Петь без напряжения, легким, плавным звуком, в сопровождении музыкального инструмента и без сопровождения. Учить детей инсценировать песню, петь с солистами. «Снежная баба» И. Кишко; «Блины» русская народная песня
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчеств Учить детей отмечать сильную долю такта в движении, менять движения в соответствии с музыкальной фразой. Формировать умение двигаться приставным шагом в сторону, вперед, назад. Совершенствовать умение детей самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, согласовывать движения с движениями партнера. Учить детей свободно ориентироваться в пространстве. К. Лонгшамп- Друшкевичова «На коньках»; Ф. Пуленк «Стоккато»; А. Ферро «Маленькая тарантелла»; А. Александров «Когда я был маленьким»; Д. Кобалевский «Рондо-токката»; Н. Вересокина «Танец белочек и зайчат»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей играть на детских инструментах по одному и в ансамбле А. Александров «Когда я был маленьким»
Самостоятельная деятельность Совершенствовать тембровый слух детей.
Праздники и развлечения
«Милосердие»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Главная задача при прослушивании произведений — пробудить в детях сострадание, жалость, умение сопереживать чужому горю. Л. Бетховен «Сурок»; Ф. Шуберт «Шарманщик»
Пение Передавать в пении грустный характер, петь мягко, легко. «Уронили мишку» Э. Елисеева-Шмидт
Музыкально -ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество Услышать и сравнить грусть одной пьесы и задорное веселье другой. Выразить в пантомимических движениях и мимике глубокую обиду и желание успокоить, утешить, развеселить. М. Степаненко «Обидели»
Игра на детских музыкальных инструментах
Самостоятельная деятельность Побуждать детей самостоятельно играть, соблюдая правила игры
Праздники и развлечения «Какими мы бываем»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Дать детям представление о развитии образа в музыке. Учить детей различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец). Побуждать детей выражать свои мысли, чувства в рисунках, движениях. Развивать динамический слух детей. В. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», «Каприччио»; Г. Свиридов «Попрыгунья», «Упрямец»; С. Сломинский «Ябедник»; Д. Тюрк «Добродушный»
Пение Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, чисто интонируя мелодию, отчетливо произнося слова «У Катеньки- резвушки» Ц. Кюи; «Я умница-разумница» Ц. Кюи; «Подарок маме» Е. Ботярова; «Мама» Л. Бакалова
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. Инсценировать песню не подражая друг другу. В. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», «Каприччио»; Г. Свиридов «Попрыгунья», «Упрямец»; Э. Сигмейстер «Ну- ка, встряхнись»; В. Витлин «Игра с воздушными шарами»; А. Александров «Просьба»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей играть на двух пластинах металлофона. В. Моцарт «Менуэт»; А. Жилинский «Детская полька»
Самостоятельная деятельность Побуждать детей самостоятельно играть, соблюдая правила игры
Праздники и развлечения
Март-апрель. «Кто с нами рядом живет»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке, соответствующие названию пьесы. Д. Россини «Кошачий дуэт»; А. Холминов «Капризный воробей»; Е. Поплянова «Черепаха Рура», «Песенка про двух утят»
Пение Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, чисто интонируя мелодию, отчетливо произнося слова «Котята» к. н. п. ; «Песенка котят», «Колыбельная песенка»; «Хоровод» Е. Тиличеева; «Коровушка» русская народная песня
Музыкально -ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество Учить детей отмечать сильную долю такта в движении, менять движения в соответствии с музыкальной фразой. Формировать умение двигаться приставным шагом в сторону, вперед, назад. Т. Ломова «Прогулка»; Н. Любарский «Игра»; М. Дюбуа «Киска»; А. Жилинский «Мышки»; А. Холминов «Капризный воробей»; Е. Тиличеева «Котята- поворята»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей играть на детских инструментах по одному и в ансамбле И. Стрибогг «Вальс петушков»
Самостоятельная деятельность Совершенствовать тембровый слух детей.
Праздники и развлечения Способствовать развитию эстетического вкуса, умения ценить произведения искусства. "При солнышке — тепло, а при матушке - добро". "Приди, весна"
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Учить различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка). Побуждать детей эмоционально воспринимать лирическую мелодию в ритме вальса. Развивать звуковысотный слух детей. И. Бах «Весенняя песня»; В. Моцарт «Весенняя»; П. Чайковский «Подснежник», «Песня жаворонка»; С. Бармотин «Любимый месяц май»
Пение Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. «Кукушка» эстонская народная песня. ; «Три кота» Т. Назаровой-Метнер; русская народная песня. «Кулик-весна», «Жавората-жавората», «Жаворонушки»
Музыкально-ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество Развивать чувство ритма: звенеть бубном несложный ритмический рисунок, затем маршировать под музыку. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Е. Гедике «Маленькое рондо»; Л. Шитте Этюд №4; А. Витлин «Цветок»; М. Шмидт «Солнечный день»; С. Майкапар «Этюд»; А. Александров «Кума»
Игра на детских музыкальных инструментах Совершенствовать игру на металлофоне в ансамбле. М. Шмитц «Солнечный день»; «Кукушка» эстонская народная песня
Самостоятельная деятельность Закреплять умение детей различать звуки по высоте.
Праздники и развлечения
Май. «Сказка в музыке»
Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные задачи Музыкальный репертуар
Слушание музыки Определить настроение пьес и подумать кто может быть героем этих сказок. Придумать, что с героями сказки случилось дальше. Сочинить свой конец сказок П. Чайковский «Баба Яга»; С. Сломинский «Дюймовочка»; Д. Шостакович «Веселая сказка», «Грустная сказка»
Пение Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. «Сказка по лесу идет» С. Никитина; «Песенка горошин», «Песенка часов» Б. Чайковский
Музыкально — ритмические движения
• упражнения
• пляски
• игры
• творчество На подчеркнуто галантных, несколько сдержанных движениях воспроизвести знакомые детям элементы польки. Наполненный образами необычных героев сказок, этот бальный танец должен получиться легкими веселым. Услышать музыкальную характеристику каждого персонажа сказки, подобрать и освоить выразительные движения. Б. Чайковский «Песенка горошин», «Песенка сказочника», «Марш оловянных солдатиков»; И. Морозов «Доктор Айболит»
Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей исполнять несложные песенки. Б. Чайковский «Марш оловянных солдатиков»
Самостоятельная деятельность Совершенствовать динамический слух детей.
Праздники и развлечения Воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к семье
12. Система оценки результатов освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).