Жанна Шаманова
«Педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей.
Публикация «„Педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе“» размещена в разделах
Смена модели воспитания и обучения дошкольника с общественной на семейную актуализировала проблему неготовности достаточно большого числа родителей взять на себя ответственность за осуществление этой деятельности. Одни просто не считают нужным, другие испытывают дефицит специальной психолого-педагогической информации по данному вопросу.
Поэтому идея организации в дошкольном учреждении психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе является актуальной. Результативность взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе в значительной мере зависит от самих родителей. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить воспитательно-образовательную работу.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В целях повышения психолого-педагогической культуры родителей и для организации тесного сотрудничества в данном направлении была создана «Педагогическая гостиная для родителей будущих первоклассников».
Данная форма интересна тем, что тематика мероприятий Педагогической гостиной может варьироваться в зависимости от потребностей, проблем и запроса родителей. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: воспитатели старших, подготовительных групп, узкие специалисты: педагог-психолог, инструктор по физической культуре и плаванию, педагоги дополнительного образования по изодеятельности и экологии, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед и родители воспитанников. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников образовательного процесса, создают положительную эмоциональную и доверительную атмосферу.
Цель работы Педагогической гостиной : объединение научно-образовательных, педагогических ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое сопровождение опытной педагогической деятельности.
2. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
3. Снизить уровень тревожности выпускников дошкольного учреждения.
4. Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей в период подготовки ребенка к школе.
5. Организовать сетевое взаимодействие по решению проблемы предшкольной подготовки между образовательными учреждениями города.
Приведем пример деятельности Педагогической гостиной через блочную систему работы:
1. Рекламный блок:
• буклеты «Готовим детей к школе»;
• рекламные проспекты «Как выбрать школу?», «Какой учитель нужен первокласснику», в которых отражены краткие рекомендации для родителей по подготовке детей к школе;
• информационные стенды для родителей «Скоро в школу», «На пороге школы», «Развиваем ребенка» и т. д. ;
• выставки, фотовыставки «Будущий первоклассник» с отражением экипировки первоклассника, подготовка рабочего места для первоклассника;
• памятки «Как подготовить ребенка к школе».
• выпуски видеороликов для домашнего просмотра родителей и детей: «Экскурсии в школу», «Посещение занятий в школе», «КВН между выпускниками и детьми подготовительной группы», «Веселые старты» и другие мероприятия отражающие совместную деятельность дошкольного учреждения и школы.
Достаточно удобная форма работы для родителей, так как родители имеют возможность взять данные материалы домой, прочитать, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов. В начале учебного года разрабатываются макеты буклетов, листовок, памяток, а затем ежемесячно готовятся материалы, поскольку тематика очевидна и прогнозируема.
2. Диагностический блок:
• создание банка данных о семьях воспитанников;
• анкетирование “Как помочь ребенку подготовиться к школе”;
• тестирование;
• изучение запросов родителей;
• опрос «Детский сад и школа глазами родителей».
3. Блок педагогического просвещения родителей:
• информационные стенды
• сочинение с иллюстрациями «Я думаю о школе, что…»
• работа почтового ящика «Вы нам писали» (ответы на вопросы родителей)
• информационные корзины «Скоро в школу – вопросы и ответы»;
• папки-передвижки
• Дни открытых дверей;
• консультации для родителей «Встречи с узкими специалистами»;
• организация работы библиотеки, читального зала, видеотеки для семейного чтения и просмотра.
4. Блок совместной деятельности коллектива учреждения и родителей:
• тренинги;
• практикумы;
• Круглый стол «Образовательные программы нового поколения», «Как правильно готовить ребенка к школе»
• совместная работа педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами;
• проведение досугов (между семьями, интеллектуальный марафон между родителями и детьми «Умники и умницы», литературные викторины, спортивные эстафеты ит. д.);
• открытые занятия в группах с участием родителей;
• «Гость группы» - комплексные занятия с участием родителей для ознакомления с профессиями, национальными обычаями родителей.
Благодаря деятельности подобной Педагогической гостиной наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Анализ сравнительных результатов свидетельствует в целом о формировании мотивационного компонента – дети старших подготовительных групп высказывают желание идти в школу, чтобы учиться и учиться хорошо.
Деятельность Педагогической гостиной показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи в вопросах воспитания и подготовки детей к школе.