Приложение МААМ

Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации

Анна Понамарева
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы Железняк Анны Сергеевны,

воспитателя, участника II (городского) этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2022 году

в номинации «Педагогический дебют»

«Педагогическое сопровождение одаренных детей

в дошкольной образовательной организации»

«Одаренность человека — это маленький росточек,

Публикация «Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему.

Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Поэтому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.

Проблема организации педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, рассматривается в работах И. Е. Емельяновой, А. М. Матюшкин, А. В. Хуторского и др.

Я пришла работать в дошкольную образовательную организацию, коллектив которой поставил цель так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми. Я являюсь участником городской инновационной площадки «Образовательные траектории детской одаренности в образовательном процессе ДОУ в свете решения ФГОС ДО» на базе МБДОУ д/с № 44.

Именно поэтому тема моей работы: «Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации»

Национальная ассоциация одарённых детей определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста».

15 признаков одаренных детей по данным Национальной ассоциации.

1. Они говорят, как преподаватели.

2. Они замечают последовательности.

3. Они много читают.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

6. Они невероятно сосредоточены.

7. Они не по годам зрелые.

8. Они оригинальны.

9. Они — лидеры.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

11. Они полны сил.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

13. Они любят природу.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

15. Им интересно учиться.

Цель моей работы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Поиск и систематизация форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;

2. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;

3. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

4. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;

5. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;

6. Развитие своего социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Для решения поставленных задач я начала организовывать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Для этого в сентябре, совместно с педагогом-психологом нашего учреждения, мы провели мониторинг, используя следующие методики:

• Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

• Тест Стэнфорд-Бине

• Методику «Карта одаренности» А. И. Савенкова

• Цветные прогрессивные матрицы Равена и др.

В настоящее время я работаю над созданием условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Я выстраиваю активное взаимодействия в системе «Педагог – ребенок – родитель».

Мне необходимо создать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием считаю опору на связи с семьями и коллективом нашего учреждения. Вместе мы создаем «уголки творчества», где имеются в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей, обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечиваем благоприятную атмосферу, ведь доброжелательность предоставляет детям возможности активно задавать вопросы. Мы поощряем высказывание оригинальных идей и используем личный пример творческого подхода к решению проблем. Мы не сдерживаем инициативу ребенка, не даем четких наставлений, помогаем действовать независимо. Не делаем за детей то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.

В своей работе применяю следующие формы работы с одаренными детьми :

- конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

- выставки самостоятельных творческих работ детей;

- музыкальные шоу («Минута славы», концерты);

- спортивные соревнования по разным видам спорта;

- конкурсы чтецов;

- занимательные викторины;

- интеллектуальные игры;

- городские, областные конкурсы детского творчества;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- создание детских портфолио.

Использую формы работы с родителями одаренных детей :

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации;

- детско-родительские проекты.

Для отслеживания особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства, я завела дневник наблюдений.

Дневник

выявления склонности ребенка к интересующим видам самостоятельной деятельности

Дата наблюдения

Выбор предпочтительной деятельности ребенком

и время включенности в нее настольные -печатные, речевые, игры

Шашки, шахматы

Конструкторы любых видов

Сюжетно-ролевые игры

Изобразительная деятельность традиционными и нетрадиционных материалами

Использование бросовых материалов и технических инструментов

Театр, музыка, танцы.

Исследовательская деятельность

Спортивные подвижные игры

Дневник — прекрасный материал для анализа. Моя задача не оценивать, а вовремя оказать помощь, если она потребуется и предоставить возможность для творчества, для выражения индивидуальности, для создания ситуации успеха, которая всем нам так необходима.

Я нахожусь только в начале пути моей работы и мне очень интересно наблюдать, как меняются дети. Вместе с детьми меняюсь и я. Мне хочется узнать еще больше о работе с одаренными детьми, для этого я планирую в этом году пройти курсы повышения квалификации по данному направлению. Мне будет очень интересен опыт моих коллег, из других дошкольных учреждений нашего города, с которыми я познакомлюсь, принимая участие в городском этапе конкурса. Я уверена, впереди нас ждет много открытий, побед и достижений.

Используемые источники:

1. Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации в регионе | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

2. Консультация для педагогов «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» (doshkolnik.ru)

3. Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями" (infourok.ru)

4. Критерии, которые помогут распознать одаренных детей | YAMAMA

5. Опыт создания условий развития одаренных учащихся (ped-kopilka.ru)

6. Создание условий для развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении и дома (infourok.ru)

7. Методические рекомендации по выявлению одаренных детей | Методическая разработка на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

8. Одаренные дети (edusite.ru)

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Изостудия для одаренных детей. ФотоотчетИзостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждениюПсихолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Уклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процессаУклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процесса Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения Конституции РФ повлекли за собой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 19:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Анна Понамарева (УИ 1906361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД