Приложение МААМ

Педагогические технологии для развития речевой активности детей

Жанна
Педагогические технологии для развития речевой активности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущим видом на музыкальных занятиях является восприятие музыки. Именно в этом виде деятельности решается важная задача по развитию речи детей - развития образной связной речи. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно оценивает ее. Будь то песня или пьеса ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки точнее от ее характера, высказывает, что он почувствовал. При этом в работе с детьми часто возникают трудности при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка?». Помогают в этом различные педагогические технологии.

Публикация «Педагогические технологии для развития речевой активности детей» размещена в разделах

Пример наглядно слухового метода. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, и т. д. так детям легче построить свое высказывание о произведении.

Наглядно-зрительный метод носит второстепенное значение, например, показ иллюстрации после прослушивания произведения помогает расширить представление о сюжете и как следствие составить более подробное описание произведения.

Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи отсутствуют. Связь «потому что» заменяется у ребенка союзом «и». Помочь ребенку установить причинно-следственные связи и выразить их связной речью, призваны проблемные ситуации. Например, Я ставлю задачу перед детьми: выберите линию рисующую характер пьесы и скажите, почему вы выбрали именно эту линию. Наводящими вопросами я прошу ребенка обосновать свой выбор. В его речи я слышу слова «потому что». Так речь ребенка становится связной, ответ более полным и интересным.

Особенность словесного метода - беседы, рассказа, пояснения, оценки, вопроса в применении к музыкальному воспитанию, является образной речью. В беседе о музыке с детьми определяется не только ее характер, настроение, но и средства музыкальной выразительности образа. Такие характеристики музыки: как веселая, грустная, сердитая, колючая, беспокойная, светлая и т. д. – являются словами-образами, которые очень сложно подобрать ребенку. Но и очень важно для развития памяти и речевого мышления ребенка. Так для активизации речи детей при восприятии музыки, использую следующий прием. Я сознательно делаю ошибки в высказываниях о музыке, давая возможность детям опровергнуть мои высказывания (в старших группах). Например. Эта музыка нежная и таинственная (при прослушивании пьесы противоположного описания) и. т. д.

В результате дети яснее, глубже вслушиваются в музыку, различают в ней и характер, и изобразительные моменты, и наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Иногда предлагаю детям нарисовать музыку. Как при прослушивании пьесы «Зима». Лиза нарисовала прерывистую линию и объяснила, почему - музыка колючая и прерывистая. Так именно через рисунок и происходит осмысление музыкального образа.

Практический метод тоже очень эффективен в активизации речи детей и осмысления образа. Бывает так, что дети после прослушивания музыкального произведения неправильно называют его жанровую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигаться под эту музыку, как правильный ответ готов. Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями.

Логоритмические игры и упражнения также благотворно влияют на речь, обогащают словарный запас. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматический строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Успешно на занятиях используется и артикуляционная гимнастика «Игры с язычком», она вызывает огромный интерес у детей и имеет огромное значение не только для развития речевого аппарата но и очень эффективна в подготовке голосового аппарата к исполнению песен. В развитии речевого дыхания помогают такие упражнения как «Метель», «Согреемся – охладимся»

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни. Во вторых, дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

В этом же виде деятельности снова решается задача по развитию речевого дыхания. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу.

Большое значение для развития образной связной речи дошкольника имеет обращение к народной мудрости. Народное творчество – хороводы, русские народные игры, частушки, постановка русских народных сказок – это основа, необходимая для развития речи ребенка.

Выбор методов и приемов, безусловно, зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда еще не накоплен жизненный и музыкальный опыт, не развита речь, чаще используются игровые приемы, занимательные ситуации, подсказывающие вопросы с применением альтернативного высказывания. Музыка грустная или веселая; быстрая или медленная; колыбельная это или плясовая.

В свете вышеизложенного, моей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, быту, играх.

Музыкальный руководитель

Акулова Ж. М.

Публикации по теме:

Использование дидактического синквейна в работе по формированию связной речи у детей с ОНРИспользование дидактического синквейна в работе по формированию связной речи у детей с ОНР “Не мыслям надобно учить, а мыслить” И. Кант Развитие связной речи – является важнейшим условием успешного обучения ребёнка в школе. Связная.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические технологии для развития речевой активности детей
Опубликовано: 11 января 2015 в 10:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические технологии для развития речевой активности детей» (включая файлы) размещена пользователем Жанна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД