Елена Железнова
Педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
консультация для педагогов
Введение
«Взрослым кажется, что дети
не заботятся о своем здоровье…
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого надо делать».
Януш Корчак
Приоритетами современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение здоровьесберегающих технологий.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Фундамент здоровья человека закладывается до 7 лет: идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
В дошкольном возрасте важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема создания эффективной системы здоровьесбережения актуальна на современной этапе, в связи с тем, что родители воспитанников признают важную роль дошкольных учреждений в воспитании и развитии дошкольников, но занимают не активную позицию в этом направлении.
Наблюдения и проведенное анкетирование «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» позволило сделать вывод, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного физического и психического развития ребенка-дошкольника. Но лишь целенаправленная и последовательная система мероприятий позволит семье осуществить переход к более активному и здоровому образу жизни.
Таким образом, возникла идея создания определенной модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у воспитанников и поиска новых форм эффективного взаимодействия с родителями.
Актуальность исследования определяется рядом противоречий между: потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте.
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, обозначили проблему исследования: каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
Цель исследования заключается в поиске технологии взаимодействия педагогов и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни будет осуществляться наиболее эффективно, если
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
- созданы определенные педагогические условия открытости ДОУ;
- педагоги ДОУ используют интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.
Были сформулированы задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Разработать педагогическую модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей и экспериментально проверить эффективность данной модели.
3. Разработать методические материалы по организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, предлагаемое взаимодействие ДОУ и семьи носит активный характер, организация взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивается целенаправленным, активным включением детей, педагогов и родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни.
1. Разработка и создание педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, привычек и навыков родителей. Актуальной здесь будет русская народная пословица «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло».
Когда ребенок приходит в детский сад важным условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Важно совместными усилиями педагогов и родителей создать условия для сохранения психофизического здоровья и эмоционального благополучия личности каждого ребенка, формирования навыков и привычек здорового образа жизни, вовлечение семьи в жизнь детского сада
И первое с чего мы начали, было четкое обсуждение тех целей и задач, которых мы должны будем достигнуть совместными усилиями. С этой целью прошло родительское собрание «Давайте познакомимся».
В ходе активного диалога совместно с родителями и педагогами ДОУ были сформулированы задачи совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей:
1. Обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы.
2. Содействие вербальному и невербальному общению детей и родителей.
3. Развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
4. Формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка.
5. Повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.
6. Развитие у детей и взрослых творчества в движении.
7. Содействие формированию гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.
Также были выработаны основные положения, определяющие содержание, организацию и методику совместной работы:
1. Единство во взаимодействии. Семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы. Разработан конкретный план на период пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – к детском саду.
Данная система работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей.
3. Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.
4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка
5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.).
6. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
Очень важное замечание, что совместно с родителями мы договорились, что все мероприятия, проводимые с воспитанниками в группе и ДОУ будут проходить с их активным участием.
2. Поиск эффективных систем взаимодействия.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
В связи с этим положением совместную работу с семьей осуществляли посредством реализации современных технологий работы с родителями по вопросу осознания взрослыми понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Эти технологии условно разделили на три группы:
1. Технология наглядного получения информации. Такие формы работы помогают решать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания здорового ребенка в условиях детского сада; пропаганду, направленную на оздоровление детей.
2. Технология совместной деятельности, где родители являются гостями и участниками совместной деятельности с детьми: рассказывают о семейных спортивных традициях, об интересно организованном досуге и др., показывают фотографии, играют в различные игры.
Анализ существующих традиционных форм показал, что самыми распространенными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий.
В связи с этим, совместно с мамами, папами, бабушками и дедушками, распределяем и решаем, кто и чем может помочь в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности, кто оформит группу, кто организует совместных поход, куда бы хотели отправиться, какие мероприятия наиболее актуальны для семьи. А как гордится ребенок, если его папа, по профессии стоматолог, рассказывает увлекательную сказку о приключениях маленького зубика, и о том, как нужно ухаживать за зубами! А если придет бабушка и расскажет историю о том, что может приключиться, если не мыть тщательно руки!
Родители вместе с детьми принимают участие в разработке, подготовке, проведении культурно-досуговых мероприятий: Дней Здоровья, Тематических недель «Закаливание - залог здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др.).
Одной из актуальных форм активного взаимодействия родителей и семьи является клуб «К здоровой семье через детский сад», что способствует взаимосвязи в методах воспитания в детском саду и дома.
3. Технология живого общения. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.
Эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейном клубе «Солнышко», позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.
Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Информация, которую мы рассматриваем в процессе занятий семейного клуба, носит актуальный характер, позволяет конструктивно решить возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка.
Одно из занятий было посвящено формированию двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений.
Важным дополнением является то, что дети являются равноправными участниками семейных встреч и это помогает каждому ребенку расширить круг его общения со взрослыми людьми и стать полноценным членом данного сообщества.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, семейный проект, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в совместных делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках в группе заранее вывешивается яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Очень актуальной формой работы с воспитанниками являются практические семинары. Чтобы семинары были более плодотворными провожу их в форме игровых тренингов и занятий вместе с детьми.
Это способствует раскрепощению родителей, позволяют усваивать теоретические знания и осваивать практические умения. Во вводной части использую игровые упражнения, позволяющие родителям вспомнить свое детство, например «Моя любимая подвижная игра».
В основной части родителям предлагаю задания и игровые ситуации, помогающие взрослым оценивать воспитательное значение общения со своим ребенком. Так, например, игровая ситуация «Что сказали бы Вы?» позволяет родителям не только выслушать мнение взрослого в конкретной ситуации, но и сопоставить свои высказывания с ответами своих детей на аналогичные вопросы.
Подвижные игры и упражнения на игровом занятии вместе с детьми позволяют родителям быстро освоить разные вариации пальчиковой гимнастики (театр в руке, сюжетные упражнения, самомассажи, массаж ладони и стопы) и основы профилактики плоскостопия.
В заключительной части семинара подводим итоги встречи и вручаем родителям буклеты. Практика использования буклета показывает, что это наиболее эффективная форма передачи и систематизации информации, чем на стенде для родителей.
Родители групп принимают активное участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Участие в таких мероприятиях помогает родителям сблизиться вместе с детьми, активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Заключение
Созданная модель взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к физическому воспитанию в ДОУ и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности ДОУ и родителей.
Таким образом, данная система работы с родителями позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в детском саду, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.
Родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду, готовы к сотрудничеству, заинтересованы в укреплении здоровья детей.
В деятельности детей также произошли изменения: дети много узнали нового о человеке и природе, об их взаимоотношениях, об ответственности человека по отношению к природе.
После серии специальных бесед, занятий, игр, чтения литературных произведений, рассматривание иллюстраций о влиянии на здоровье человека правильного питания (употребление в пищу овощей и фруктов, богатых витаминами, необходимости двигательной активности (бег, прыжки, подвижные игры, соблюдении режима дня, соблюдении культурно-гигиенических навыков (мытье рук, чистка зубов и т. д., использовании элементарных приемов саморегуляции и релаксации, старшие дошкольники не только перечисляли их в беседе со взрослыми и педагогами, но и высказывали свое личное мнение по данному поводу.
Наблюдается овладение детьми началами основ здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, улучшение показателей физической подготовленности. У детей не только формируется стойкая привычка к здоровому образу жизни, но некоторые из них пытаются обучить элементарным приемам оздоровления членов своей семьи. Это позволяет надеяться на закрепление некоторых полезных привычек не только у детей, но и у окружающих их взрослых.
Уменьшилась заболеваемость, а главное, дети учатся беречь своё здоровье и здоровье окружающих, легко общаются со взрослыми и сверстниками, участвуют в различных конкурсах, инициативны.