Елена Данилова
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого
- с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему,
ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Публикация «„Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей второй младшей группе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что в настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности-достаточно трудная задача, решения которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в младшей группе представляю блоками:
«Родная семья»;
«Детский сад»;
«Родной поселок»;
«Родная природа»;
«Труд взрослых»;
«Родная культура».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
организованные занятия;
беседы;
наблюдение;
чтение художественной литературы;
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
тематические праздники;
целевые прогулки, экскурсии.
В группе собран большой материал по теме «Семья». Собраны произведения устного народного творчества, оформлен альбом с пословицами и поговорками, потешками, закличками, песенками, загадками и стихами. Имеется картотека пальчиковых игр.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. В течении всего года с детьми провожу беседы: «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта. С детьми играю в дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш?».
Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья» : «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Тема «Семья» реализуется и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети рисуют рисунки, изготовляют своими руками подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки.
В рамках тематической недели «Народная игрушка», я реализовала проект «Матрешка». В ходе проекта дети познакомились с матрешкой- народной игрушкой, которая воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.
Творческий проект «Защитники Отечества» повысил эмоционально-положительное отношение к папам, вызвал желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными. Данные проекты лишь часть большой работы по патриотическому воспитанию.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Мною был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с семьями в рамках решения проблемы по патриотическому воспитанию детей нашей группы это :
-Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
-Консультации: «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Традиционными стало проведение в нашем ДОУ конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории.
Совместное творчество в изготовлении поделок к различным выставкам, которые проводятся в группе.
Это выставка «Дары осени», «Новогодняя снежинка», «Наша Армия», «Мы с папой – друзья», «Моя мама лучше всех».
Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В рамках тематической недели «Моя семья», в группе была организована фотовыставка «Зимние забавы».
Проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей - создание предметно – пространственной среды в группе.
одители оказывают посильную помощь: создали альбом «Моя семья», пополняют альбом «Знакомьтесь, это мы», пополняется кукольный уголок: атрибуты для игровых действий с куклами; атрибутика для создания интерьера.
В ходе проделанной работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.