Папки-передвижки

Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка (1 фото)

Людмила Ануфриева
Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка

«Патриотическое чувство, как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка» (из опыта работы).

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Публикация «Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка» размещена в разделах

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьется у ребенка, зависит, прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве, гордости за достижение родной страны, в горечи за её неудачи и беды, бережному отношению к народной памяти, национально культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работе у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Свою работу я строю таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

В своей группе на основе анализа и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить краеведческий музей.

2. Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и крае.

3. Собрать коми, русские поговорки и пословицы.

4. Изготовить дидактические игры по патриотическому воспитанию.

Оформить уголок по патриотическому воспитанию.

Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе, я поставила перед собой следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья родная улица, район, город республика страна, её столица, символика обычаи, традиции, искусство народов коми и русских.

Свою работу я проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, к более сложному (город, страна).

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников.

В своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники «маленькие концерты», инсценируем сказки, например, русскую народную «Теремок на новый лад», коми народные сказки «Как олененок друга искал», рисуем на темы «моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». Совместно с детьми просматриваем семейные фото альбомы, заучиваем стихи и песни о семье. С удовольствием делюсь своими семейными традициями.

В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско – родительского творчества: фотовыставки «Как мы отдыхаем», участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.

Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком. Полезно оправится с ребенком в лес. Чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю важно приучать ребенка беречь природу, охранять её.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т. к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Учитывая специфику региона, его суровые климатические условия, необходимо расширять представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира, о значении растений и животных в жизни человека, использовании и охране природных ресурсов людьми.

На одном из занятий я познакомила детей с домашним животным северного края – оленем. Рассказала о его повадках, способах добывания пищи, а самое главное о том, что это животное кормит и одевает северян; из пантов молодого оленя изготовляют лекарство, очень нужное человеку. Олень считается у северного народа воплощением чистоты и добра. Все эти знания с детьми закрепляю в подвижной игре «Пастух и олени».

Знакомя детей с нашей северной природой использую произведения коми писателей, сказки Соломонии Пылаевой. Дети с восторгом слушают сказку про березу, где рассказывается о её целебных свойствах. Читаю произведения «Морошкины именины», даю детям знания как и где она растет. Читая произведения о природе, знакомлю с разнообразием с флорой и фауной Республики Коми.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Я рассказала детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развевается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России. Я объяснила детям, что белый цвет обозначает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких и свою Родину.

Используя ИКТ детям рассказываю о символике Республики Коми и о гербе родного города. Чтобы закрепить у детей правильное представление о государственных символах, я проводила с ними беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Найди флаг своей страны и республики», «Какие цвета изображены на флаге России и Республики Коми». Дети принимали участие на городском методическом объединении.

Основываясь на требованиях ФГОС ДО, воспитатель решает задачу воспитания в детях патриотических чувств, любви к родине, гордости за её достижение уверенности в том, что Россия – великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, использую такие эффективные методы:

- рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом иллюстраций, слайдов.

- беседы с детьми с опорой на их опыт.

- целевые прогулки и экскурсии с родителями на площадь Победы.

- использование аудио- и видеозаписей.

- встреча с ветеранами войны.

- выставка детских рисунков о войне.

- тематические праздники, музыкально – физкультурные развлечения.

- конкурсы чтецов.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.

На мероприятиях, которые мы проводим в детском саду частым гостем является Иван Иванович Гайдук – дедушка моей воспитанницы. Дети с большим интересом рассматривают ордена, медали, задают вопросы. Дети старшего дошкольного возраста в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русского народа, рассматривать картины, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. Читая произведения о войне дети сопереживают героям этих произведений.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться. Для меня это не столько самоцель, сколько образ жизни. И я стараюсь, что бы и для моих воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

Много дел еще ждет впереди…

Список литературы:

1. Данилин Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. :АРКТИ, 2005

2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С. 19-22

4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990

5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005

8. Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С. 4-6

9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – 2-е изд. - М. : АРКТИ, 2004

10. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал, №1, 2005.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность Методическая разработка по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через.

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Конспект родительского собрания тема: «Нравственно — патриотическое воспитание ребенка» Конспект родительского собрания тема: «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка».Время проведения четвертая неделя сентября. Цель:.

Консультация для воспитателей «Моральные качества воспитателя, как условия воздействия на воспитания детей» Воспитатель детского сада – ответственная и почётная профессия. Наставник и друг малышей. Воспитатель сам должен быть воспитан, потому что.

Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о сказках как методе воздействия на чувства, методе коррекции психического здоровья ребенка,.

Педагогический проект. Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка Педагогический проект: «Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребёнка.» «Берегите счастье, оно приходит один.

Педсовет. Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Тема: «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» Вид педсовета:.

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника Речевое развитие дошкольников. Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника. Цель: эффективность.

Конспект занятия во второй младшей группе «Уроки безопасности» Конспект занятия во 2 младшей группе детского сада по теме: «Уроки безопасности – как привить чувство самосохранения ребенку». Цели занятия:.

Уроки для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье» Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзки у дороги, По которым мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка
Опубликовано: 27 января 2017 в 15:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ануфриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД