Оксана Лапина
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и её ресурсы при обучении детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика играет важную роль. Во время занятий развивается мелкая моторика, рука хорошо подготавливается к письму. Ручку держат три пальчика, рука ребенка сильно устает от такой нагрузки, а в играх каждый пальчик задействован, эффект развития мелкой моторики увеличивается, речь формируется правильно.
Публикация «Консультация для педагогов „Пальчиковая гимнастика и её ресурсы при обучении детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Пальчиковая гимнастика оказывает влияние на:
• Развитие осязания и повышение внимания малыша к тактильным ощущениям. Он лучше начинает понимать такие свойства предметов окружающего мира, как тепло – холодно, гладкие – шершавые, легкие – тяжелые, их разницу в величине, объеме и других параметрах.
• Развитие мелкой моторики, которая важна и для речевой активности ребенка, и для общего развития мозга, и для умения писать, когда его дождется школа.
• Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников незаменима. Ведь одновременно задействованы и руки малыша, которые активизируют работу мозга, и восприятие речи. Игровые движения сопровождаются словами, которые тоже являются важной частью игры. Это развивает внимание и память дошкольника.
• Наконец, умение сгибать и разгибать пальчики, точно и скоординировано управлять ими имеют и простую практическую пользу. Только хорошо владея мелкими и точными движениями, ребенок сможет научиться застегивать пуговицы и липучки, завязывать шнурки, лепить, рисовать и прочее.
Каждый родитель хочет дать своему малышу самое лучшее и старается заниматься его развитием как можно раньше. Дети раннего возраста не еще не могут усидеть на месте, но с этого возраста уже надо начинать учиться, поэтому занятия нужно преподносить в игровой и шуточной форме.
Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.
Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (к 3 годам фраза должна быть сформирована, поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, вы посылаете импульсы в его речевые центры.
Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.
Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно действует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.
Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие, так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется).
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
В чем важность пальчиковой гимнастики для детей?
Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи.
Современный темп жизни привел к тому, что родители стали мало играть и меньше уделять внимания раннему развитию детей, что способствует снижению уровня речевого развития.
Пальчиковая гимнастика для детей и игры – прекрасный способ развить речь и мелкую моторику одновременно.
Преимущества разучивания стихотворений с помощью пальчиковой гимнастики заключаются :
• в стимуляции пространственного мышления и воображения;
• в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
• в улучшении памяти;
• в развитии внимания.
Помимо этого совместные игры сближают родителей и детей. Усаживаясь на колени матери, чувствуя ее объятия и ласку, ребенок получает все необходимые для интеллектуального и эмоционального развития впечатления.
Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями. Рифма легко запоминается детьми, а спокойный ритм благотворно действует на малыша.
Для каждого возраста игра имеет свои особенности.
Активный интерес к окружающему миру ребенок начинает проявлять в возрасте 4-х месяцев.
Он разглядывает все вокруг, трогает игрушки, тянет незнакомые предметы в рот и пробует их на вкус.
Тактильная связь с миром имеет большое значение в этот период.
Такие занятия помогут быстрее заговорить и правильно поставить речь. Одной из самых старых игр является «Сорока-ворона», которую мы помним еще со своего детства.
Так ли нуждается в таком развитии ребенок?
Пальчиковая гимнастика хорошо развивает творческие способности. В этом возрасте ребенок впитывает любую информацию. Можно приучить дитя делать что-то, например, утреннюю зарядку, используя веселый стишок.
"Утром встали пальчики"
• Утром встали пальчики (все пальчики вытягиваются)
• Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять (по очереди каждый пальчик сгибается)
• Потянулись мальчики, будем танцевать (совершаются вращательные движения)
• Не ленитесь пальчики, встаньте же опять (повторяем каждое движение заново).
• После такой разминки ребенок сам захочет сделать зарядку.
• Дети не могут самостоятельно поддерживать психологическое равновесие им сложно выражать свои эмоции. Ребенок затрудняется объяснить, что он чувствует, как относится к определенным вещам и чего, вообще, хочет. Не сумев донести до взрослого, то, что нужно, малыш начинает истерить, родители нервничают, сон ребенка нарушается, вследствие чего он становится чересчур возбудимым. Благодаря пальчиковой гимнастике становится проще изъясняться со взрослыми и контролировать эмоции.
• Выбор места и времени для занятий.
В сравнении с другими методами развития пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ:
• развитие сразу нескольких навыков;
• игра всегда с собой;
• большое разнообразие игр;
• глубокое творческое развитие.
Для занятий не нужно выбирать время и место, их устроить можно где угодно и когда угодно.
Современные гаджеты, планшеты и прочие устройства лишь подавляют способность детей к воображению, а не развивают его.
Любую сказку или историю можно представить в пальчиковой игре. Ребенку нужно давать возможность самостоятельно придумать, как представить героев или помочь ему в этом деле. «Птичка» - сложите ладонь в клювик, «пчелка» - летающий по кругу указательный палец, «козочка» - оттопыренные мизинец и указательный пальцы.
Когда ребенку станет легко выполнять действия одной рукой, нужно, чтобы он научился их делать другой рукой, затем обеими.
Этапы проведения игр:
• взрослый представляет игру ребенку;
• вовлекаются ручки ребенка в игру;
• взрослый с малышом выполняют движения одновременно;
• ребенок играет самостоятельно под текст, который произносит взрослый;
• малыш полностью сам осуществляет все движения и проговаривает стихотворение, а родитель только помогает при необходимости.
Регулярные упражнения помогают развить артикуляцию, активировать мыслительные процессы и разнообразить досуг малыша. Работа коры головного мозга улучшается, что является важной составляющей подготовительного процесса к школе.
Такой метод занятий получил огромную популярность в Японии, где такой гимнастикой занимаются с двух месячного возраста. Специалисты рекомендуют занятия регулярно каждый день и не менее 5 минут. Постепенно нужно наращивать скорость занятий и прибавлять количество упражнений.
Пальчиковая гимнастика подразумевает чередование движений, расслабление, сжатие и растяжение. Перед любым занятием ребенка важно настроить эмоционально, рассмотреть иллюстрации к упражнениям, обсудить содержание, при необходимости отработать требуемые жесты.
Основные рекомендации:
1. Не стоит проводить игру холодными руками, нужно согреть их в теплой воде или растереть ладони.
2. О новых персонажах, нужно рассказать малышу до начала игры.
3. Важно использовать максимально выразительную мимику.
4. Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь.
5. Постепенно заменяйте игры на новые и усложняйте их.
6. Проводите время весело и поощряйте малыша зав успехи.
7. Нужно стараться, чтобы в игре участвовали все пальчики, особенно мизинчик и безымянный.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста является своеобразной базой в подготовке к школьному обучению. Ребенок будет уверенно держать ручку и красивее писать, разовьется зрительная память. Занятия с пальчиковой гимнастикой простые, сложностей не возникает, педагогической подготовки не требуется. Каждая мама самостоятельно в силе позаниматься со своим малышом на прогулке, перед сном или в другое свободное время. Специалисты рекомендуют уделить пальчиковой гимнастике несколько минут, и ребенок сделает еще один шаг на пути к успешной учебе.
Виды пальчиковой гимнастики :
1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами);
2. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, семена);
Пальчиковая гимнастика с предметами :
1. Игры с мелкими предметами (бусы, косточки, камешки, пуговицы, скрепки, мелкие предметы и игрушки);
2. Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц и замков;
3. Игры с нитками (наматывание клубков, плетение, выкладывание узоров, вышивание);
4. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
5. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Спасибо за внимание!