Юлия Сорокина
«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время рождается много детей с задержкой психомоторного развития. У них надолго сохраняется повышенный тонус или наоборот – пониженный тонус напряжение всего тела. И если вам не хочется, чтобы ребенок отставал в учебе, страдал на разных этапах своего развития, скорее принимайтесь за исправление этих проблем, а значит – за профилактику проблем будущих.
Публикация «„Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел“, или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук» размещена в разделах
Задержка психологического развития – вопрос глобальный, он касается практически всех малышей. Для начала – простая схема. Наши мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев, артикуляционный аппарат теснейшим образом связаны. Как, например, вагоны в поездном составе. Или дед, баба, внучка, тянущие репку. Поэтому нужно обратить внимание на три основных направления.
Первое – активизируйте те точки на руках, кистях малышей, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и, соответственно, дают толчок их дальнейшему развитию. Эти точки обычно находятся на кончиках пальчиков.
Второе – развивайте гибкость всей кисти. Самое серьезное внимание нужно уделять большому пальцу, амплитуде его движений. У ребенка со скованной мелкой моторикой, и особенно мелкой моторикой руки, стопроцентно страдает моторика артикуляционного аппарата. По тому, как ребенок двигает рукой, - ловко или не очень, - можно судить о том, как разовьется его артикуляционный аппарат… И третье – учите малыша дифференцированному напряжению. То есть каждая рука его должна делать свою работу независимо от другой.
- Развитию мелкой моторики малышей помогает массаж: не поленитесь, загляните в специальные книжки – там многие массажные приемы описаны.
Основные же упражнения следующие: массируйте ручку ребенка от мизинца к большому пальцу; и затем, мысленно проведя линию там, где кончается ноготь, на это место, как иголочками, ногтями по нескольку раз довольно сильно нажмите. Помните – именно крайние фаланги пальчиков влияют на развитие высших корковых функций.
Как можно чаще раздражайте фаланги различными способами.
Прекрасно, если ребенок двигает ладошкой по какой – то шершавой поверхности (жесткой, но не наждачной бумаге, ситечку, камню). В этот момент предложите малышу закрыть глаза: его тактильные ощущения обострятся. Важно, чтобы у поверхностей, которых ребенок касается, были бы выступы, тогда получается микро-массаж, иглоукалывание.
Трехлетнему малышу можно уже из мелкой или крупной-крупной наждачки делать буквы. Каждую букву он тогда ощутит, прочувствует и в конце концов «убьет одним выстрелом двух зайцев» : буквы узнает и мелкую моторику разовьет.
Также родителям следует учесть: примерно до двух лет у ребенка нет (и не должно пока быть) доминирующей руки. У него обе руки главные. А вот около двух лет начинается дифференциация напряжения, и к четырем годам этот процесс оканчивается: малыш уже должен владеть всеми частями тела. Практически у сегодняшнего большинства детей этого не наблюдается, следовательно, дифференциацию напряжения необходимо всем детям.
- Однажды логопед может сказать вам: у ребенка не был развит слух на вслушивание речи и его следует специально развивать. Что такое «вслушивание речи»? Это когда ребенок различает на слух речевые звуки, так называемые фонемы, и может отличать «а» от «у», «о» от «а» : сОн, сЫн, сУк.
Слух, вслушивание речи хорошо воспитывается на стихах: ребенок домысливает окончания и договаривает их сам: «Высоко лежит лежебоКА, кровать лежебоки высоКА». «КА» должен говорить ваш ребенок, и для него это «КА» должна стать радостным открытием: слова вроде разные, а кончаются одинаково. И наоборот – слова вроде одинаковые, а кончаются по-разному.
Различать и накапливать свои открытия ребенок к двум годам. А потом начинается период Чуковского – то двух до пяти, когда ваши сын или дочь оперируют своим багажом во всех направлениях: придумывают слова, «вывертывают» их. Это – нормально; но опять же, к сожалению, в наше время подобная норма у детей практически отсутствует. И если вы не занимались своим ребенком от года до трех, в школе он может делать не логичные ошибки, столкнется с морем проблем, а природа-то их – в развитии слуха на вслушивание речи!
Но вернемся к кончикам пальчиков. Раздражайте их, не ленитесь: потоптывайте ими, похлопывайте их, разминайте. И чем чаще, тем лучше. Ребенку все это на пользу. Причем занимайтесь обеими руками, ведь они отвечают за оба полушария нашего мозга, а как известно, оба полушария в жизни важны.
Не забывайте гимнастике опять-таки обеих рук. Здесь особое внимание должны получить большие пальцы. Пусть малыш учится двигать ими туда-сюда, по кругу; очень хорошо, если большие пальцы достают до середин ладошек. Здесь, на ладошках, находятся важнейшие точки.
Занимаясь ребенком, используйте потешки: ритм, смысл, рифмы – все это заострит интерес ваших дочки или сына. Вот пример потешки, которую я очень люблю и всегда использую в своих занятиях с детьми: «Пальчик, толстый и большой / В сад за сливами пошел, / Указательный с порога / Указал ему дорогу, / Средний пальчик - очень меткий, / Он сбивает сливы с ветки, / Безымянный поедает, / А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает». В тот момент, когда вы говорите эту потешку, можно крутить пальчиками туда, сюда, вверх, вниз, назад, вперед, складывать, разминать, куда хотите. А заодно и потешку-стихотворение выучивать.
- Дифференцирование – это попросту умение одну руку зажимать, другую – расслаблять. Поскольку маленький ребенок вряд ли поймет, чего от него хотят, родитель должен сам за него многое делать.
Пример. Попросите малыша положить руку на стол ладошкой вниз и начинайте рассказывать примерно следующее: «Ну-ка, уложим спать ручки. Они лежат спокойно, посапывают. Смотри, одна проснулась (указательный и средний пальцы ребенка в этот момент опираются на плоскость стола, и она тихо пошла, тихо, чтобы другая рука не заметила и… проснувшаяся побежала! А теперь смотри: вернулась на место, легла, заснула. Но теперь – другая рука проснулась…». Дети обожают эту игру.
Или игра про ежиков. Говорите ребенку : «Сжали ручки в кулак, положили кулачки на стол – это два ежика. Один ежик спит, другой проснулся (Пальцы «проснувшегося» кулачка раздвинулись веером. «Тук-тук», - стучится проснувшийся ежик к спящему; ничего не получается, посмотрел-посмотрел, вернулся на свое место, заснул. Теперь другой ежик проснулся: «Тук-тук», - стучится он к первому ежику…».
А вот эта игра получается у малышей только в трехлетнем возрасте. Одна рука лежит на столе ладошкой вниз расслабленная, другая – рядом, зажатая в кулачок. Кулачок стучит по этой расслабленной руке, затем – наоборот. Причем эту игру можно проводить в том темпе, в котором удобно ребенку… И не надо забывать : возраст ребенка – довольно нежный, поэтому взрослый сам манипулирует ручками дочки или сына, объясняя с помощью сказок, потешек, стихов, что происходит с ручками.
- Не следует маленького ребенка мучить в течение получаса и, не дай Бог, академического урока – 45 минут. Занимайтесь не больше минуты, но несколько раз в день. Правда, единого, жесткого правила нет: если ребенку интересно – пусть играет и дольше минуты.
- Складывать различные мозаики с ребенком – прекрасное занятие. Причем, чем меньше мозаика, тем лучше. Конечно, либо педагог, либо родитель должны находится рядом: а вдруг мозаичную детальку положит в рот?. С помощью мозаики выкладывают, например, ту букву, которую ребенок изучает.
Можно буквы делать и из пальчиков – детям тоже это очень нравится. Например, буквы «а», «с», «о», «р», «ш», «х», и так далее. Алфавит для многих детей долго остается абстракцией, но если ребенок создает его сам, на пальчиках, то усваивает быстро.
Пора в два-три года давать пластилин: пусть малыш лепит что угодно. Не волнуйтесь, что будет много грязи. Подкладывайте под работающие ручки созидателя картонки, плотную бумагу. Главное – занятия с пластилином развивают мелкую моторику, воображение, фантазию.
Трафареты? Тоже чудо что такое! Причем нужны трафареты самые обыкновенные – треугольник, прямоугольник, круг. Перед ребенком кладут фигуру, и он должен – с помощью родителей – вести пальчиками по краю границы. Так приучают чувствовать фиксированную линию. А потом попросите свое чадо заштриховать пространство внутри нарисованного на бумаге контура. Грамотнее это делать около трех лет или в старшем возрасте, но начинать можно и раньше.
Пазлы – тоже очень хороший материал. Тем более, сейчас есть объемные пазлы. Выбирайте пазлы, соответствующие возрасту ребенка : покрупнее, помельче, посложнее, попроще. Все зависит от малыша, что ему нравится.
Уважаемые родители, есть множество способов развития мелкой моторики рук маленького ребенка, - с некоторыми вы уже познакомились.
ПОМНИТЕ: эта работа очень кропотливая, требующая терпения и упорства. Желаю успеха!