Получи документы

«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук

Юлия Сорокина
«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук
▼ Скачать + Заказать документы

Последнее время рождается много детей с задержкой психомоторного развития. У них надолго сохраняется повышенный тонус или наоборот – пониженный тонус напряжение всего тела. И если вам не хочется, чтобы ребенок отставал в учебе, страдал на разных этапах своего развития, скорее принимайтесь за исправление этих проблем, а значит – за профилактику проблем будущих.

Публикация «„Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел“, или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук» размещена в разделах

Задержка психологического развития – вопрос глобальный, он касается практически всех малышей. Для начала – простая схема. Наши мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев, артикуляционный аппарат теснейшим образом связаны. Как, например, вагоны в поездном составе. Или дед, баба, внучка, тянущие репку. Поэтому нужно обратить внимание на три основных направления.

Первое – активизируйте те точки на руках, кистях малышей, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и, соответственно, дают толчок их дальнейшему развитию. Эти точки обычно находятся на кончиках пальчиков.

Второе – развивайте гибкость всей кисти. Самое серьезное внимание нужно уделять большому пальцу, амплитуде его движений. У ребенка со скованной мелкой моторикой, и особенно мелкой моторикой руки, стопроцентно страдает моторика артикуляционного аппарата. По тому, как ребенок двигает рукой, - ловко или не очень, - можно судить о том, как разовьется его артикуляционный аппарат… И третье – учите малыша дифференцированному напряжению. То есть каждая рука его должна делать свою работу независимо от другой.

- Развитию мелкой моторики малышей помогает массаж: не поленитесь, загляните в специальные книжки – там многие массажные приемы описаны.

Основные же упражнения следующие: массируйте ручку ребенка от мизинца к большому пальцу; и затем, мысленно проведя линию там, где кончается ноготь, на это место, как иголочками, ногтями по нескольку раз довольно сильно нажмите. Помните – именно крайние фаланги пальчиков влияют на развитие высших корковых функций.

Как можно чаще раздражайте фаланги различными способами.

Прекрасно, если ребенок двигает ладошкой по какой – то шершавой поверхности (жесткой, но не наждачной бумаге, ситечку, камню). В этот момент предложите малышу закрыть глаза: его тактильные ощущения обострятся. Важно, чтобы у поверхностей, которых ребенок касается, были бы выступы, тогда получается микро-массаж, иглоукалывание.

Трехлетнему малышу можно уже из мелкой или крупной-крупной наждачки делать буквы. Каждую букву он тогда ощутит, прочувствует и в конце концов «убьет одним выстрелом двух зайцев» : буквы узнает и мелкую моторику разовьет.

Также родителям следует учесть: примерно до двух лет у ребенка нет (и не должно пока быть) доминирующей руки. У него обе руки главные. А вот около двух лет начинается дифференциация напряжения, и к четырем годам этот процесс оканчивается: малыш уже должен владеть всеми частями тела. Практически у сегодняшнего большинства детей этого не наблюдается, следовательно, дифференциацию напряжения необходимо всем детям.

- Однажды логопед может сказать вам: у ребенка не был развит слух на вслушивание речи и его следует специально развивать. Что такое «вслушивание речи»? Это когда ребенок различает на слух речевые звуки, так называемые фонемы, и может отличать «а» от «у», «о» от «а» : сОн, сЫн, сУк.

Слух, вслушивание речи хорошо воспитывается на стихах: ребенок домысливает окончания и договаривает их сам: «Высоко лежит лежебоКА, кровать лежебоки высоКА». «КА» должен говорить ваш ребенок, и для него это «КА» должна стать радостным открытием: слова вроде разные, а кончаются одинаково. И наоборот – слова вроде одинаковые, а кончаются по-разному.

Различать и накапливать свои открытия ребенок к двум годам. А потом начинается период Чуковского – то двух до пяти, когда ваши сын или дочь оперируют своим багажом во всех направлениях: придумывают слова, «вывертывают» их. Это – нормально; но опять же, к сожалению, в наше время подобная норма у детей практически отсутствует. И если вы не занимались своим ребенком от года до трех, в школе он может делать не логичные ошибки, столкнется с морем проблем, а природа-то их – в развитии слуха на вслушивание речи!

Но вернемся к кончикам пальчиков. Раздражайте их, не ленитесь: потоптывайте ими, похлопывайте их, разминайте. И чем чаще, тем лучше. Ребенку все это на пользу. Причем занимайтесь обеими руками, ведь они отвечают за оба полушария нашего мозга, а как известно, оба полушария в жизни важны.

Не забывайте гимнастике опять-таки обеих рук. Здесь особое внимание должны получить большие пальцы. Пусть малыш учится двигать ими туда-сюда, по кругу; очень хорошо, если большие пальцы достают до середин ладошек. Здесь, на ладошках, находятся важнейшие точки.

Занимаясь ребенком, используйте потешки: ритм, смысл, рифмы – все это заострит интерес ваших дочки или сына. Вот пример потешки, которую я очень люблю и всегда использую в своих занятиях с детьми: «Пальчик, толстый и большой / В сад за сливами пошел, / Указательный с порога / Указал ему дорогу, / Средний пальчик - очень меткий, / Он сбивает сливы с ветки, / Безымянный поедает, / А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает». В тот момент, когда вы говорите эту потешку, можно крутить пальчиками туда, сюда, вверх, вниз, назад, вперед, складывать, разминать, куда хотите. А заодно и потешку-стихотворение выучивать.

- Дифференцирование – это попросту умение одну руку зажимать, другую – расслаблять. Поскольку маленький ребенок вряд ли поймет, чего от него хотят, родитель должен сам за него многое делать.

Пример. Попросите малыша положить руку на стол ладошкой вниз и начинайте рассказывать примерно следующее: «Ну-ка, уложим спать ручки. Они лежат спокойно, посапывают. Смотри, одна проснулась (указательный и средний пальцы ребенка в этот момент опираются на плоскость стола, и она тихо пошла, тихо, чтобы другая рука не заметила и… проснувшаяся побежала! А теперь смотри: вернулась на место, легла, заснула. Но теперь – другая рука проснулась…». Дети обожают эту игру.

Или игра про ежиков. Говорите ребенку : «Сжали ручки в кулак, положили кулачки на стол – это два ежика. Один ежик спит, другой проснулся (Пальцы «проснувшегося» кулачка раздвинулись веером. «Тук-тук», - стучится проснувшийся ежик к спящему; ничего не получается, посмотрел-посмотрел, вернулся на свое место, заснул. Теперь другой ежик проснулся: «Тук-тук», - стучится он к первому ежику…».

А вот эта игра получается у малышей только в трехлетнем возрасте. Одна рука лежит на столе ладошкой вниз расслабленная, другая – рядом, зажатая в кулачок. Кулачок стучит по этой расслабленной руке, затем – наоборот. Причем эту игру можно проводить в том темпе, в котором удобно ребенку… И не надо забывать : возраст ребенка – довольно нежный, поэтому взрослый сам манипулирует ручками дочки или сына, объясняя с помощью сказок, потешек, стихов, что происходит с ручками.

- Не следует маленького ребенка мучить в течение получаса и, не дай Бог, академического урока – 45 минут. Занимайтесь не больше минуты, но несколько раз в день. Правда, единого, жесткого правила нет: если ребенку интересно – пусть играет и дольше минуты.

- Складывать различные мозаики с ребенком – прекрасное занятие. Причем, чем меньше мозаика, тем лучше. Конечно, либо педагог, либо родитель должны находится рядом: а вдруг мозаичную детальку положит в рот?. С помощью мозаики выкладывают, например, ту букву, которую ребенок изучает.

Можно буквы делать и из пальчиков – детям тоже это очень нравится. Например, буквы «а», «с», «о», «р», «ш», «х», и так далее. Алфавит для многих детей долго остается абстракцией, но если ребенок создает его сам, на пальчиках, то усваивает быстро.

Пора в два-три года давать пластилин: пусть малыш лепит что угодно. Не волнуйтесь, что будет много грязи. Подкладывайте под работающие ручки созидателя картонки, плотную бумагу. Главное – занятия с пластилином развивают мелкую моторику, воображение, фантазию.

Трафареты? Тоже чудо что такое! Причем нужны трафареты самые обыкновенные – треугольник, прямоугольник, круг. Перед ребенком кладут фигуру, и он должен – с помощью родителей – вести пальчиками по краю границы. Так приучают чувствовать фиксированную линию. А потом попросите свое чадо заштриховать пространство внутри нарисованного на бумаге контура. Грамотнее это делать около трех лет или в старшем возрасте, но начинать можно и раньше.

Пазлы – тоже очень хороший материал. Тем более, сейчас есть объемные пазлы. Выбирайте пазлы, соответствующие возрасту ребенка : покрупнее, помельче, посложнее, попроще. Все зависит от малыша, что ему нравится.

Уважаемые родители, есть множество способов развития мелкой моторики рук маленького ребенка, - с некоторыми вы уже познакомились.

ПОМНИТЕ: эта работа очень кропотливая, требующая терпения и упорства. Желаю успеха!

Публикации по теме:

«Божья коровка». Развиваем мелкую моторику«Божья коровка». Развиваем мелкую моторику Здравствуйте, коллеги. Чудесная летняя пора - время открытий природы в новых её проявлениях. На участке детского сада мы с ребятами часто.

Грецкий орех: развиваем мелкую моторику рук. Консультация для родителей и воспитателейГрецкий орех: развиваем мелкую моторику рук. Консультация для родителей и воспитателей Начинать развитие мелких мышц кистей рук и пальцев у малышей нужно практически с пеленок. Ведь это оказывает существенное влияние на процесс.

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику рук». Развитие мелкой моторики рук важно для общего развития ребенка, так как ему понадобятся точные координированные движения (писать, одеваться,.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Уважаемые родители! Ваш ребёнок посещает группу компенсирующей направленности. Мы, воспитатели, приглашаем вас к сотрудничеству. Ведь только.

Консультация для родителей «Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук» В последнее время развитию мелкой моторики руки педагоги и психологи уделяют большое значение. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения.

Проект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рукПроект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рук .

Развиваем мелкую моторикуРазвиваем мелкую моторику Дидактическая игра «Найди следы» Цель: Расширять представления детей о диких животных. Задачи: Закрепить знания о диких животных, Развить.

Развиваем мелкую моторику рук Развитие мелкой моторики руки нетрадиционными техниками рисования «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,.

Речевое развитие через мелкую моторику Развитие речи ребенка - длительный и трудоемкий процесс, требующий особого внимания со стороны и педагогов и родителей. Важную роль при.

Родительского собрания практикум-семинар «Развиваем мелкую моторику рук у детей» Родительского собрания практикум – семинар по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей». Цель: Познакомить родителей с различными развивающими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук
Опубликовано: 21 января 2017 в 21:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД