Алеся Денисевич
Ознакомление с жанром балета на материале музыки П. И. Чайковского к сказке «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление с жанром балета на материале музыки П. И. Чайковского к сказке «Щелкунчик»
(для детей подготовительной группы)
Задачи:
1. Познакомить с жанром балета на материале музыки П. И. Чайковского к сказке «Щелкунчик». Обогащать словарь дошкольников новыми словами: «балет», «пачка», «пуанты», «балерина»
Публикация «Ознакомление с жанром балета на материале музыки П, И, Чайковского к сказке „Щелкунчик“» размещена в разделах
2. Воспитывать любовь к классической музыке.
3. Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение.
Ход занятия:
Дети входят под песню «Поезд», танцуют, останавливаются в шахматном порядке.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в театр на спектакль. Посмотрите, сколько много зрителей хотят вместе с нами посетить театр. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Но перед тем как мы войдем в зал, давайте повторим правила поведения в театре.
Воспитатель: Скажите, почему на вас нет верхней одежды?
1р. : Верхнюю одежду в гардероб сдавай,
Куртками и шубами соседям не мешай!
Воспитатель: А почему вы нарядно одеты?
2р. : Нарядно одеться надо!
Поход в театр, повод для парада.
Воспитатель: А можно ли опаздывать к началу представления?
3р. : Не опаздывай в театр, ты артистов уважай!
Свое место по билету вовремя ты занимай!
Воспитатель: А как надо вести себя во время представления?
4р. : Не шуми и не болтай,
Артистам и соседям не мешай!
Воспитатель: А что-нибудь вкусненькое вы захватили?
5 р. : Во время спектакля нельзя кушать!
Это мешает смотреть и слушать!
Воспитатель: А как мы можем поблагодарить артистов?
6 р: Артистам «спасибо» сказать надо!
Апплодисменты-лучшая награда!
Воспитатель: Молодцы, вы знаете как надо вести себя в театре.
Муз. рук-ль: А сейчас посмотрите, пожалуйста, вот перед нами знамениый Мариинский театр оперы и балета.
Дети поворачиваются к экрану. На нем изображение театра.
Муз. рук-ль:Давайте мы зайдем внутрь (Слайд с изображением холла театра) Посмотрите как красиво! Какие люстры, какой пол! А, видите, там есть мягкие диванчики? Давайте мы представим, что сейчас присядем на них. Присаживайтесь.
Дети присаживаются на ковер.
Звучит звонок.
Воспитатель: Слышите, звучит первый звонок!
Муз. рук-ль: Да, это прозвучал первый звонок, а всего их будет три. Эти звонки предупреждают зрителей, что очень скоро начнется спектакль. А мы сегодня с вами будем смотреть балет. Дети, а что такое «балет»?
Ответы детей.
Муз. рук-ль: Балет (с фр. –танец) – вид театрального искусства, где содержание, мысли и чувства действующих лиц передаются при помощи музыки и хореографии. А вы знаете, как называют танцовщиц балета?
Дети: Балерины.
Муз. рук-ль: Дети, а как танцуют в балете?
Дети: Легко, изящно, на носочках
Слайд с балериной.
Муз. рук-ль: В балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты. Они делаются из розового атласа и привязываются к ногам ленточками. Перед спектаклем балерина должна разогреть ноги и пуанты, иначе она даже может ногу сломать. Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья. Они называются пачки. Балерины очень любят красивые пачки и костюмеры стараются, украшают их вышивкой и даже драгоценными камнями!
Давайте все вместе повторим, как называется юбка для балерин?
Дети: Пачка.
Муз. рук-ль:А как называется специальная обувь для балета?
Дети: Пуанты.
Звучит звонок.
Воспитатель: Слышите, прозвучал второй звонок, значит пора занимать места в зале.
Муз. рук-ль: А у вас есть билеты?
Воспитатель: Конечно, сейчас я раздам их вам и должны будете занять свои места в нужном ряду.
Воспитатель раздает билеты, на которых изображены разные длительности нот, и дети садятся на соответствующие ряды.
Слайд с залом.
Муз. рук-ль: Посмотрите, как красиво в зале. Но занавес еще закрыт
Слайд с занавесом.
Муз. рук-ль: Знаете сколько замечательных балетов поставлено по сказкам : «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк-Горбунок», всех не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями также, как если бы слышали их речь.
Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский (слайд с портретом)по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик»(слайд с афишей). События этого волшебного балета разворачиваются в новогоднюю ночь. Итак, у детей весёлый новогодний праздник. И вот в зале появляется новый гость – фокусник. Он дарит детям игрушки. И среди них – забавная кукла, которая умеет раскалывать орехи. Это Щелкунчик. (Звучит третий звонок) Слышите, третий звонок- балет начинается.
Дети смотрят отрывок из балета «Щелкунчик»
Муз. рук-ль: Дети, а вы обратили внимания, как танцевали куклы? Как у них двигались руки и ноги? Покажите мне, пожалуйста.
Ответы детей.
Муз. рук-ль: Первое действие нашего спектакля закончено. А сейчас перерыв, который в театре называется антракт. В настоящем театре не принято танцевать во время антракта, но сегодня мы с вами тоже станем куклами и потанцуем. Выходите на ковер, мы превращаемся в Буратино.
Танец «Буратино»
Звучат два звонка.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в зрительный зал, чтобы посмотреть второе действие балета.
Муз. рук-ль: Дети, помните, когда Щелкунчик превратился в принца, они вместе с Машей отправились в Страну сладостей, в город Конфетенбург. Там их встретила хозяйка сказочного сахарного дворца. Её зовут фея Драже. Давайте полюбуемся на нее.
Звучит третий звонок.
Дети смотрят Танец Феи Драже.
Муз. рук-ль: Дети расскажите мне как танцевала балерина? Как она двигалась?
Грациозно, легко, изящно. А вы заметили какая у нее была прическа? А как называет ее костюм, а обувь? Наш спектакль закончен давайте поблагодарим артистов аплодисментами. А сейчас я хочу посмотреть что вы запомнили о балете, для этого мы поиграем. Подойдите пожалуйста ближе ко мне.
Викторина «Одень балерину»
Муз. рук-ль: Вам понравился балет? А вы знаете, что зимой на улице можно увидеть много волшебных балерин. Это снежинки! Сегодня я хочу на память о балете подарить вам вот таких балерин, а вы превратите их в снежинок-балеринок. И они станут вот такими красивыми. Каждый из вас придумает для своей снежинки пачку, пуанты. И на следующих занятиях мы обязательно потанцуем с ними. Ведь мы еще не раз встретимся с прекрасной музыкой Петра Ильича Чайковского. А сейчас занимайте места в поезде. До новых встреч.
Дети под музыку выходят из зала.